Всенощное бдение

Всенощное бдение в церкви, что это такое, сколько длится по времени, схема и объяснение, как проходит, последование всенощного бдения, чем отличается всенощное бдение от вечернего богослужения

Первый час: конец службы

В конце службы звучит славословие Святой Троицы. Священник читает «отпуст» – благословение покинуть богослужение. Хор поет многолетие правящим церковным иерархам, настоятелю храма, прихожанам. Затворяются все врата на иконостасе, гаснут церковные паникадила. Напоследок прихожане слушают молитвы Первого часа – идет окончание Всенощной. В произносимых псалмах (5, 89, 100) вспоминается потеря рая прародителями, а также то утреннее время, когда Иисус был приведен на суд Каиафы. Здесь же христиане молят у Бога помощи на дела грядущего дня.

Заканчивается 1-й час прославлением Христа как «…света истинного, просвещающего каждого человека…». Затем священник поклоняется образу Богородицы и хор исполняет «Взбранной Воеводе Победительная…». Вновь произносится отпуст, но уже краткий. Трижды с клироса доносится «Господи, помилуй…». Верующие выходят на улицу и направляются домой. Каждый ощущает себя как будто родился заново, унося в душе Благодать Божью.

Подробное разъяснение Всенощного бдения в видео:

Лития

Фото: Pravlife.org

Затем диакон провозглашает просительную ектению, а по значимым православным праздникам — лития. Это понятие в переводе с греческого означает «общее моление». Ее совершают обязательно в западной части храма. Издавна ее смысл заключался в том, чтобы предоставить шанс кающимся поучаствовать во всеобщей молитве на большой праздник.

Затем проводится благословение и освящение пяти хлебов, пшеницы, вина и елея в память о традиции раздавать еду паломникам, иногда преодолевавшим большие расстояния, чтобы они подкрепились во время службы.

Вечерня завершается молитвой святому Симеону Богоприимцу, чтением трисвятого и «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся» и троекратное пение молитвы праведного Иова. Заканчивается завершительным благословением священника. Молитвы св. Симеону Богоприимцу и «Богородице Дево, радуйся» говорят об исполнении Всевышним обета отправить на землю Спасителя.

Утреня

В храме полностью выключается свет, гасятся свечи, — начинается шестопсалмие. Сумрак символизирует Ветхий завет, когда мир еще не был освещен Боговоплощением и пребывал во мраке неведения. Перед псалмами звучит ангельская песнь, сопровождавшая появление Младенца на земле. Она разносится в полной темноте, символизирующей ночь Рождества Христова.

В этой части богослужения не положено креститься или делать поклоны. Все должно проходить в полной тишине для лучшего восприятия присутствующих людей. Тем более непозволительно передвигаться, выходить наружу, покидать храм без уважительной на то причины.

После прочтения трех псалмов, первых из шести, священник появляется из алтаря. Он держит в руках Служебник с текстом утренних (особых) молитв, чтение которых совершает негласно. Шестопсалмие продолжается произнесением слов 87 псалма. Они напоминают о Христе, сошедшем на землю, чтобы спасти нас от страданий. Завершает чтение шести псалмов Великая ектенья с прошениями о милостях.

Псалмы

В исполнении диакона и церковного хора звучит 117 псалом. Здесь христиане вспоминают, как Господь начал свое служение, когда ему исполнилось 30 лет. Поется тропарь празднику. Возжигаются свечи, обстановка в храме наполняется радостью, бодрым звучанием. Далее идет чтение особых кафизм (2,3),-  в это время можно сидеть. В их составе звучат псалмы, предсказывающие приход Христа. Напоследок читается малая ектенья.

Полиелей

Открываются врата алтаря, загораются все светильники. Священники группируются в центре храма, проводят каждение. Пространство наполняется ароматом ладана. Поются псалмы (134, 135), в которых идет прославление Господа за милосердие, явленное всем людям. Звучит «Величание» в честь праздничного события или святого.

Слово «милость», как и «масло», на греческом звучит «елеос». Поэтому эта часть службы названа полиелеем, главное значение которой весть о Христе. На воскресных богослужениях (в субботу вечером) исполняются тропари, напоминающие о явлении женам-мироносицам ангелов с вестью о воскресении Господа.

Евангелие

Главный момент Всенощной – произнесение текста Евангелия. Перед этим важным событием диакон провозглашает малую ектенью, чтец – короткое «ипакои», хор поет антифоны и «утренний прокимен». После чего диакон приступает к молитве о даровании слышания Евангелия. Он будет просить, чтобы Господь дал не только услышать Божественные словеса, но и воплотить их в жизнь.

Затем пройдет чтения отрывка из Евангелия, и мы услышим голос апостолов, донесшийся до нас из веков, станем свидетелями и участниками событий 2000-летней давности. Всего в богослужебном цикле 11 евангельских отрывков. В течение года они поочередно повторяются, цикл возобновляется вновь и вновь. Евангелие выносится в центр богослужебного пространства. После прочтения отрывка верующие кланяются, целуют Святое Писание.

Елеопомазание

Вслед за радостью воскресения христиане вспоминают о своей греховности и сокрушаются, — читается 50 псалом, а также прошение Богу о помиловании. Затем все подходят к центральной части храма. Здесь проходит елеопомазание. Священник держит в руках кисточку. Обмакивая ее в освященный елей, рисует кресты на лбу подходящих к нему людей. Таким способом священнослужитель передает частицу Божьей благодати каждому, приходящему в храм.

Елепомазание — освящение елеем (священным маслом)

Канон

В это время начинает читаться канон. Он состоит из тропарей, библейских отрывков. Состоит из 3 частей, разделенных 2 малыми ектеньями. Тропари вычитываются, а первые стихи песен поются. Между восьмой и девятой песнью звучит хвалебная песнь Богородице «Велит душа моя Господа…». Кадится алтарь, а также иконостас в той части, где есть икона Богородицы. Остановившись перед святым ликом, священник кадилом чертит в воздухе знак креста и громко произносит: «Богородицу и Матерь света, в песнях возвеличим…».

Читается малая ектенья. Звучит возглас диакона: «Свят Господь наш!», его подхватывает хор и трижды повторяет. Поется «Всякое дыхание да хвалит Господа…» и другие стихиры. Заканчивается молитвенное пение «Великим славословием», — одним из древнейших христианских гимнов.

После исполнения стихир вновь зажигаются паникадила, священник провозглашает: «Слава Тебе, показавшему нам свет!». Произносится с амвона сугубая (просительная) ектенья. Священник благословляет: «Мир всем!».  Затем тайно исполняет молитву, которая древними христианами произносилась вслух.

Великая вечерня

В самом начале священнослужитель, находясь в алтаре, громким возгласом величает Святую Троицу и кадильницей очерчивает знак креста. Это символизирует то, что через Распятие Господа Иисуса Христа нам открылась тайна Бога. Затем священнослужитель обходит с курящейся кадильницей весь храм. В это время хор на клиросе исполняет 103 псалом. Священный текст говорит нам о появлении мира, которое началось вечером и продлилось шесть дней. По сути, это гимн, прославляющий Божье творение, красоту вселенной.

Популярные статьи  Что открывают книги малый и большой ключ соломона

Торжественная праздничная обстановка в храме, — все это символизирует жизнь в раю наших прародителей, до их отпадения от Бога. Но затем священнослужитель входит в алтарь, двери за ним закрываются, гаснет свет и прекращается клиросное пение. И тут необходимо вспомнить о грехопадении первых людей, потерявших рай, а также о своем собственном.

Великая (мирная) ектения

После чтения 103 псалма начинается Великая ектения, которая представляет собой прошения Богу о помиловании. Здесь церковь и все присутствующие возносят молитвы о всем мире, своей стране, христианах. Вспоминаются пленные, больные и путешествующие. Возносится просьба Богу о спасении от гнева, скорбей и нужды. Причем речь идет не бедности, а о принуждении к греху.

После Великой ектении поются псалмы. Вначале звучит «Блажен муж…», а затем вновь ектенья, но уже малая. После чего идет ряд псалмов (140, 141, 129, 116) со стихирами, прославляющими Господа, Богородицу, всех святых.

Каждение

Начинается каждение храма, икон, прихожан, проводимое по часовой стрелке. Все кланяются, уступают место и отходят от стен, образуя свободную для прохода полосу. Во время исполнения последней стихиры вновь открываются Царские врата, зажигается свет. Обстановка в храме выражает торжество. Хор поет в честь Пресвятой Богородицы хвалебную песнь.

Вечерний гимн «Свете Тихий»

Поется «Свете Тихий», — текст, прославляющий Святую Троицу. Затем священнослужитель и диакон говорят:

  • «Вонмем», то есть будем внимательны, не рассеянны на молитве;
  • «Мир всем», здесь священник напоминает христианам о их высоком предназначении (слово «мир» в данном контексте означает «завет, договор с Богом»);
  • «Премудрость».

После того, как диакон призвал наше внимание, произносится «вечерний прокимен». Он состоит из нескольких фраз, взятых с Псалтыри

Свет вновь выключается, Царские врата закрываются. Диакон выходит, чтобы произнести сугубую (усиленную) ектению. Хор на каждое прошение от имени всего храма поет «Господи, помилуй!» вначале по одному разу, а на оставшиеся несколько – по трижды. Христиане просят о том насущном, что необходимо для спасения души и тела.

Лития

Включается в состав богослужения по особо значительным праздникам. Означает «усиленное моление». Поются стихиры в честь церковного события или прославляемого святого. Духовенство выстраивается у входа в храм по направлению к центру, где ставится столик с тремя горящими свечами, пятью хлебцами и чашами, наполненными вином и елеем. Звучит молитвенное обращение к святым поименно, просьбы о помиловании к Господу.

Затем поются стихиры, молитва «Ныне отпущаеши…». В основе песнопения лежит история о том, как св. Симеон Богоприимец узрел Божественное Дитя и возблагодарил Всевышнего за дарованное спасение Израилю и всему миру. Здесь символизируется начало новой эпохи. Ветхий завет отошел на задворки истории, утратил свое былое значение и обязательность. Включаются паникадила, торжественно поются молитвы в честь праздника.

Хлеб и вино на алтаре для освящения

Вокруг столика проходит каждение. Священник благословляет хлебцы, вино и елей, возносит молитвы об изобилии. Затем все это переходит в алтарь. Хлеб измельчается, окропляется вином. После елеопомазания кусочки освященной еды дадут прихожанам для воспоминания о том, как:

  1. Господь накормил множество людей всего 5 хлебами.
  2. Древние христиане подкрепляли свои силы на продолжительных молитвах, богослужениях.

Хор поет 33-й псалом. Священник благословляет всех прихожан. С клироса утверждающе звучит «Аминь!». Эта часть службы заканчивается славословием ангелов «Слава в вышних Богу…».

Всенощное песнопение

Всенощное бдение без псалмов немыслимо, они пронизывают собой всю службу. Певчие читают или поют псалмы полностью или отрывками. Одним словом, псалмы — это скелет всенощной, без них ее бы не было.

Песнопения прерываются ектениями, то есть прошениями, когда диакон, стоя перед алтарем, просит у Бога прощения наших грехов, о мире во всем мире, о соединении всех христиан, о всех православных христианах, о путешествующих, больных, об избавлении от скорби, бед и так далее. В заключение вспоминается Богородица и все святые, и диакон просит, чтобы мы все «весь живот наш», нашу жизнь Христу Богу посвятили.

Во время вечерни поется много молитв и псалмов, но в конце каждой стихиры обязательно поется догматик, в котором повествуется о том, что Богородица была Девой и до рождения Христа, и потом. И Ее рождение — это радость и спасение всему миру.

Таинство Всенощной службы

Всенощной службой называется особое богослужение, которое проводится в преддверии больших и значимых церковных праздников. Такая служба начинается в вечернее время, проводится по торжественному чину и состоит, как правило, из трех этапов:

  • вечерня – традиционная вечерняя церковная служба;
  • утреня – ежедневное утреннее богослужение;
  • первый час – молитва о новом наступившем дне (соответствует 7 часам утра по настоящему отсчету времени).

Почему же это праздничное богослужение стало называться “Всенощная”? Такое название пошло от древней христианской традиции начинать молитвенный день с позднего вечера и заканчивать ранним утром, когда Солнце поднималось над горизонтом.

Поводом для Всенощного бдения могут быть следующие церковные праздники и мероприятия:

  • воскресные дни;
  • двунадесятые праздники (двенадцать наиболее весомых праздников послепасхального периода в православной традиции);
  • праздники с особыми знаками Типикона;
  • престольные (или храмовые) праздники (торжества в честь церковной истории или святого, именем которого наречен храм);
  • местные традиционные праздники и торжества.

Первой частью Всенощного бдения является вечерня. Она представляет собой службу, которая открывает прихожанам историю, описанную в Ветхом Завете, напоминает о сотворении мира, грехопадении человечества, изгнании из Эдема первых, сотворенных Господом, людей, об их покаянии и спасении, а также о надеждах человечества на Спасителя и его всеобъемлющую милость.

Популярные статьи  Овен

Вступлением к вечерне выступает открытие священнослужителями Царских Врат и каждение алтаря, а затем храмовый хор начинает песнопение, повествующее прихожанам историю создания Богом мира.

Заканчивается вечерня мольбой прихожан о благословении и милосердии Господнем для всех уверовавших.

Продолжается Всенощная обязательным утренним богослужением, которое совершается по традиции непосредственно перед восходом Солнца и рассказывает о временах Нового Завета: об Ангелах, принесших на Землю радостную весть, о Рождении Иисуса Христа, о днях его, проведенных во имя спасение душ человеческих и о чудесном его Воскресении. Завершается этот этап Всенощного бдения благодарностью Создателю за благополучно прошедшую ночь, просьбами о милости и благодати на предстоящий день.

Всенощная служба завершается так называемым Первым часом. Храм погружается во мрак и начинается богослужение, посвященное смирению, покаянию и устремлению к Богу. Прихожане, молясь, просят Господа не покидать их весь следующий день, направить их на путь истинный и не дать совершить греха.

Древние христиане

Традиция совершать всенощные бдения была введена еще самим Господом Иисусом Христом, который любил посвящать молитве ночные часы. За ним последовали апостолы, а затем христианские общины. Особенно актуально стало собираться на ночь и молиться в катакомбах в годы гонения христиан. Святитель Василий Великий называл всенощные службы «агрипниями», то есть бессонными, и распространялись они по всему Востоку. Эти агрипнии совершались тогда круглый год перед воскресным днем, накануне Пасхи, на праздник Богоявления (Крещения) и в дни чествования святых мучеников.

Тогда всенощная — это была особенная служба, над созданием которой трудились великие молитвенники, такие как святитель Иоанн Златоуст, преподобный Иоанн Дамаскин, Савва Освященный. До наших дней практически полностью сохранилось последование вечерни, утрени и первого часа.

История богослужения

В древности Всенощное бдение начиналось поздно вечером и продолжалось до самого рассвета. Начало службе было положено первыми христианами для того, чтобы отвратить народ православный от еретиков-ариан, у которых было принято молиться ночью. В то время и призвал Иоанн Златоуст православных собираться на ночное бдение. В некоторых монастырях на Востоке по сей день сохранилась эта традиция.

Древние христиане молились непрестанно, совершая так называемый дневной круг. В положенный час они собирались для молитвы в Храме. Они так и назывались: 1-й час, 3-й час, 6-й час, 9-й час. Это — служения каждого дня, которое совершается непрерывно. Сегодня часы присоединены к продолжительным службам. Всенощное бдение выходит за пределы часов, поскольку эта служба положена только накануне Великих Праздников (к ним относится и Воскресение), оставаясь однако также составляющей дневного круга.

День церковный начинается не утром, а вечером. Так что, Всенощное бдение начинает новый день и является преддверием Божественной Литургии.

Практика ночных бдений была введена древними монахами, а впоследствии закреплена в Иерусалимском уставе. Именно по этому уставу в наше время совершаются все богослужения. Открывается же Типикон (церковный устав) Всенощным бдением, т. е именно эта служба открывает ворота….

Нужна ли всенощная Богу?

Всенощная — это та служба, в течение которой часто произносятся благословения Богу. Зачем мы произносим эти слова, ведь Бог не нуждается ни в наших добрых словах, ни в наших песнопениях? И действительно, у Господа есть все, вся полнота жизни, но в этих добрых словах нуждаемся мы.

Есть одно сравнение, которое высказал христианский писатель. Красивая картина не нуждается в похвале, она и так красива. И если человек не заметит ее, не воздаст должное мастерству художника, то тем самым он обкрадывает себя. То же происходит, когда мы не замечаем Бога, не благодарим за нашу жизнь, за созданный мир вокруг нас. Этим мы обкрадываем себя.

Помня о Творце, человек становится добрее, человечнее, а забывая о Нем — больше напоминает человекообразного животного, живущего инстинктами и борьбой за выживание.

Во время вечернего богослужения всегда читается одна молитва, олицетворяющая Евангельское событие. Это «Ныне отпущаеши…» — слова, которые произнес Симеон Богоприимец, который встретил младенца Иисуса в храме и поведал Богородице о значении и миссии ее Сына. Так, всенощная («сретение», встреча) прославляет встречу Ветхозаветного и Новозаветного мира.

Причащение на Литургии

Причащение — это кульминация Литургии, ее основное действо — вкушение верующими Святых Христовых Тайн. Участники этого Таинства сливаются с Богом, получают исцеление от физических и духовных болезней, силы для самосовершенствования, борьбы с собственными недостатками и страстями. Из всех многочисленных церковных служб причащение происходит только на Божественной литургии, что многократно усиливает ее значение.

К Причащению на Литургии христиане готовятся постом, чтением особенных молитв и участием в Таинстве Исповеди. Что касается маленьких детей, то они причащаются без особой подготовки; по мере возрастания возможно введение минимальной меры поста.

Суточный круг богослужений

Суточным кругом принято называть последование божественных служб в пределах суток. Согласно традиции, в течение суток проводится девять служб. Ранее каждую проводили по отдельности, однако в наше время для удобства их объединили в три больше службы – вечернюю, утреннюю и дневную. Помимо основных суточных богослужений, в цикл включаются службы и молитвы, связанные с недельным и годичным кругом. Цикл начинается вечером. Первая служба – это Вечерня. Накануне воскресенья и праздников проводится Малая вечерня. Великая вечерня проводится отдельно, накануне крупных праздников. В будни проходит Вседневная вечерня.

Утреня, или Заутренняя Литургия, ранее проводилась утром, от того она получила такое название. Однако в наши дни ее проведение перекочевало на вечер, непосредственно после Вечерни. А во время Утрени выражается благодарность Богу за прошедший день. Перед крупными праздниками и перед воскресением проводится Всенощное Бдение. Это большая служба, включающая в себя сразу Вечерню, Утреню и Первый час.

В течение дня проводятся короткие службы с молитвами: Первый час, соответствующий семи часам утра, Третий – в девять часов утра, Шестой – в двенадцать часов, а также Девятый час, проводящийся в три часа дня. Чаще всего на практике Первый час объединяют с Заутренней, а Третий и Шестой совершают перед Божественной Литургией. Девятый час проводят перед вечерней службой.

Божественная литургия – это основное богослужение, проходящее после Шестого и перед Девятым часом. В свою очередь, она делится на три вида литургий: Литургия Иоана Златоустого, Литургия Василия Великого и Литургия Григория Двоеслова. Первая литургия – это служба, которая проводится каждый день по будням, остальные две проводят по особым православным праздникам. Вечером, после трапезы проходит Повечерие. За ним, в полночь, следует Полунощница. На практике чаще всего Полунощницу проводят только в монастырях рано утром, в приходских храмах ее не проводят.

Во сколько часов начинается и заканчивается Рождественская служба в церкви?


Рождественское богослужение в храме Христа Спасителя Предпраздничная служба начинается с раннего утра 6 января.

  • Служба 1-го часа. Время — с 7:00. Зачитываются стихиры об исполнении пророчества о рождении Мессии.
  • Служба 3-го часа. Время — с 9:00. Зачитываются стихиры о Боговоплощении.
  • Служба 6-го часа. Время — с 12:00. Зачитываются стихиры с призывом встречать Христа, читается евангелие.
  • Служба 9-го часа. Время — с 15:00. Зачитываются стихиры. В конце читаются изобразительны.
  • В зависимости от дня, на который приходится Сочельник, совершается одна из вечерних Литургий: Василия Великого или Иоанна Златоуста. Время: в зависимости от храма с 17:00.
  • Совершение Великой Вечерни Рождества Христова.
  • Совершение Всенощного бдения Рождества Христова. Время: в зависимости от храма — с 17:00 до 23:00.

Строгой последовательности в проведении праздничной службе нет. В больших храмах и монастырях Рождественские богослужения (вечерняя, самая торжественная, часть) длятся 6-8 часов, в маленьких — 1,5-2 часа.

О точном времени Богослужения узнайте в храме, который собираетесь посетить.

Расписание и виды богослужений в православной церкви

Церковь открывается ранним утром. Вечерняя и утренняя службы проводятся по воскресеньям и православным праздникам. Начинается утренняя служба, как правило, в семь-восемь часов утра. Начало вечерней литургии приходится на семь-восемь часов вечера. Ночное богослужение проводится только в крупные праздники, такие как Крещение и Пасха.

Длительность службы зависит от масштаба торжества. Каждый из дней недели в христианском календаре посвящен определенному событию. Каждое из служений, в свою очередь, состоит из трех частей.

Воскресенье

Богослужебная неделя начинается именно с воскресной службы. Воскресенье является еженедельным праздничным днем, в который принято отмечать воскрешение Христа Спасителя. Этот день также называют малой Пасхой.

Понедельник

В понедельник в храме прославляют ангелов, ближайших божьих слуг, созданных еще до человека. Ангелы – это бесплотные духи, однако иногда Господь дает им явиться в телесном обличие, чтобы открыть людям волю Божью. В некоторых монастырях принято соблюдать понедельничный пост. Ангелы почитаются особым образом, так как монахи, подобно им, посвящают свою жизнь служению Господу.

Вторник

Во вторник церковь прославляет праведников Ветхого Завета, которые своей верностью Господу поспособствовали появлению на свет Спасителя. В частности, прославляется святой Пророк, Предтеча и Креститель Спасов Иоанн.

Иоанн являлся ближайшим предшественником Иисуса Христа, предсказавшим его пришествие. Сам при жизни являлся аскетом, живущим в пустыне, и совершал омовения иудеев, что впоследствии стали называть таинством крещения. Считается последним из пророков-предвестников Мессии.

Среда

В среду принято вспоминать апостола Иуду Искариота, предавшего Иисуса Христа за тридцать серебряников, тем самым обрекая его на верную гибель. В православной церкви среда является днем поста. Большинство песнопений в этот день посвящены Животворящему Кресту и Пречистой Богородице.

Считается, что Иисус умер за грехи людские, будучи сам человеком, чтобы дети Божьи были избавлены от вечной смерти и имели возможность войти в Божье Царство. Также в среду вспоминают Тайную Вечерю, в которую Господь поведал своим ученикам тайны крестной смерти и Воскресенья.

Четверг

В этот день седмицы традиционно прославляются апостолы, проповедовавшие Слово Божие по миру и поспособствовавшие тому, что многие люди обратили свои сердца к Иисусу Христу. Апостолы умерли смертью мучеников, и после их кончины христианская вера распространилась по миру, а количество людей, принявших христианство, постоянно росло.

В частности, олицетворением апостолов является Николай Чудотворец. Николай славился, как покровитель мореплавателей, умиротворитель враждующих, защитник незаконно осужденных и избавитель от случайной гибели. В современной российской церкви Николай Чудотворец считается самым почитаемым святым. Ему посвящена большая часть церковных пений в четверг.

Пятница

В пятницу христиане вспоминают мученическую кончину Иисуса Христа на Голгофе. Так же, как и среда, пятница является постным днем, и в этот день также принято молиться Животворящему Кресту. Смерть Христа является символом искупления и спасения людей от вечной смерти. В пятницу храмы прославляют Пресвятую Богородицу в ее скорби.

Суббота

В последний день седмицы Православная церковь вспоминает всех святых. Особым образом в субботней службе почитается Пресвятая Дева Мария, Матерь Божья. В субботу принято поминать усопших, а также самого Иисуса Христа, его пребывание во гробу и победу над смертью. Вспоминаются все рабы Божьи, покинувшие наш мир и наслаждающиеся блаженством в мире небесном.

В будние дни

В большинстве православных церквей ежедневно в будни не совершаются вечерние и дневные литургии. По будням проводятся только утренние служения. В некоторых же храмах служения проходят каждый день. Во время Великого поста будничные литургии принято проводить только в среду и в пятницу, а в субботу и воскресенье они проходят, как и всегда. Во многих церквях великопостные будничные службы проводятся во второй половине дня.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: