Типы мышления в психологии и их характеристика

Творческое мышление в психологии

В психологии творчество трактуется, как некая мыслительная деятельность, практическая или теоретическая, в результате которой возникают новые гипотезы, предложения, методы их решения. Оно большую роль занимает в науке, где творческие люди оказывают серьезную помощь в открытиях в силу того, что они мыслят шире и действуют смелее.

Обратите внимание! Творческое мышление – созидательное, задачей которого является открывать все новое, уникальное. Психология подчеркивает основную нестандартную характеристику данного мыслительного процесса, которая заключается в его креативности

Широту мышления можно обеспечивать за счет развития воображения, начиная с младшего возраста у дошкольников. Обучением можно заняться и со взрослыми, но процесс займет больше времени

Психология подчеркивает основную нестандартную характеристику данного мыслительного процесса, которая заключается в его креативности. Широту мышления можно обеспечивать за счет развития воображения, начиная с младшего возраста у дошкольников. Обучением можно заняться и со взрослыми, но процесс займет больше времени.

Что такое личность

Личность – это человек, вступающий во взаимоотношения с окружением и проявляющий себя в процессе деятельности. Также это совокупность свойств, качеств, умственных способностей, физических и эмоциональных характеристик. Они делают человека индивидуальным и раскрываются в процессе взаимодействия с социумом.

Личность проявляется через привычки и предпочтения, использование накопленных знаний. Разные ситуации приводят к изменению поведения, человек определяет тактику, опираясь на опыт, полагаясь на эмоции. В зависимости от этого существуют разные типажи людей. Например, они разделяются по способности воспринимать информацию. Визуалы больше доверяют глазам, аудиалы – слуху, кинестетики – тактильным ощущениям.

Формы

Человека могут окружать разные предметы и явления. Процесс познания имеет две особенности: опосредственность и обобщенность. Первый термин означает, что индивид опирается на ощущения, восприятие и представления. Второй – способность объединять признаки и определять, для какого предмета они характерны. Процессы мышления выражаются в разных формах.

Понятие

При изучении нового предмета человек формирует представления о нем. Выражается это в словесной форме. Понятия могут быть конкретными (квартира, дом, корова и т.п.), так и абстрактными: добро, зло, совесть и другие.

С помощью этой формы мышления человек может разделять предметы по признакам.

Суждение

Мыслительные процессы направлены на формирование положительной или отрицательной оценки о предмете или явлении. Суждение может быть общим, частным или единичным. К первой группе относятся выводы касательно некой группы, например, «все птицы летают». Ко второй – оценка выносится только части группы: птицы семейства Воробьиные могут летать. Третья группа объясняют оценку одного объекта: колибри быстрее всех летает.

Умозаключение

Мышление в психологии не представляется в виде постоянной структуры. Оно развивается, и чем выше его уровень, тем легче человеку рассуждать. Под умозаключением понимают способность делать выводы на основе существующих суждений.

Простой пример – собаки обладают охранными навыками. Среднеазиатская овчарка – это порода собак. На основе этих суждений можно сделать умозаключение: среднеазиатские овчарки – отличные охранники.

Типы мышления в психологии и их характеристика

Не все выводы могут быть правильными, и не всегда рассуждения человека правдивы

Процесс таких рассуждений всегда выглядит в виде кратких цепочек. Чем выше уровень мышления человека, тем быстрее у него проходят познавательные процессы.

Развитие

Никто не рождается с полностью сформированным мышлением. Как и в случае других психологических функций, познавательная деятельность имеет несколько этапов:

  1. Сенсомоторный – длится с рождения до двух лет, заключается в активном изучении предметов окружающего мира.
  2. Дооперационный – длится с двух до семи лет. Действия проговариваются, малыш также стремится познать мир, отражательная способность мышления позволяет ему сформировать наглядные представления.
  3. Конкретных операций с предметами – длится с семи до двенадцати лет. Ребенок четко понимает, зачем он проводит то или иное действие, может следовать понятной инструкции, легко переключается.
  4. Формальных операций – длится с двенадцати до четырнадцати лет. Ребенок является полноценной мыслящей личностью, он может выполнять вычислительные и другие операции полностью в уме.

Все эти этапы происходят последовательно, они учитываются в педагогике.

Основные свойства

Мы видим только то, что лично мы видим в каждой конкретной ситуации. Это — заслуга мышления, а оно у каждого — свое, неповторимое. Единственное, что, пожалуй, одинаково у всех здравомыслящих, это – свойства мышления. В психологии выделяется семь основных направлений, по которым идут наши мысли.

  1. Целенаправленность. У каждого мыслительного процесса есть конечная цель. Мы всегда пытаемся найти ответ на любой поставленный вопрос. И вовсе не всегда это должен быть вопрос «жизни и смерти».
  2. Логичность. Даже женская логика, вопреки шуткам и анекдотам, есть всегда. Разумеется, она не всегда верная, понятная окружающим, но она, тем не менее, присутствует в мыслительном процессе.
  3. Развитость. Неразвитое мышление свойственно малышам и людям с психическими отклонениями. Люди с неразвитым мышлением вполне счастливы, если удовлетворяют их примитивные естественные потребности — в пище, сне.
  4. Способность формировать понятия. Сравнить и охарактеризовать явление, вещь, ситуацию – это обязательное свойство человеческого мышления.
  5. Мышление не способно быть объективным. В этот процесс всегда вмешиваются чувства и переживания конкретного человека. Поэтому и говорить о том, что кто-то мыслит правильно, а кто-то нет, не приходится. По-своему правильным образом мыслят все.
  6. Позитивность/негативность. У одних все исключительно в белом цвете, у других – в черном, все зависит от того, как человек относится к происходящему вокруг. Одни способны даже в самой сложной и неприятной ситуации найти положительные эмоции. Другие и на собственной свадьбе целенаправленно ищут подвох.
  7. Направленность во времени, линейность. Одни смотрят только вперед, другие то и дело осматриваются назад. Если первые размышляют, как выйти из конкретной сложившейся ситуации, вторые пытаются понять – почему это произошло, и что ими было сделано не так.

Типы мышления в психологии и их характеристика

Основные виды мышления

Вид
мышления

Характеристика

Теоретическое

понятийное

В
процессе решения задачи человек
обращается к понятиям, выполняет
действия в уме, непосредственно не
имея дела с опытом, получаемым при
помощи органов чувств. Характерно для
научных теоретических исследований.

Теоретическое

образное

Отличается
от понятийного тем, что материалом,
который использует человек для решения
задачи, являются не понятия, суждения
или умозаключения, а образы они или
извлекаются из памяти, или творчески
воссоздаются воображением. — работники
литературы, искусства, люди творческого
труда.

Эти два вида
мышления дополняют друг друга,
раскрывают человеку

разные,
но взаимосвязанные стороны бытия.

Наглядно-образное

Мыслительный
процесс в нем непосредственно связан
с восприятием мыслящим человеком
окружающей действительности, а сами
необходимые для мышления образы
представлены в его кратковременной
и оперативной памяти.

Наглядно-действенное

Процесс
мышления представляет собой практическую
преобразовательную деятельность,
осуществляемую человеком с реальными
предметами. Основным условием решения
задачи в данном случае являются
правильные действия с соответствующими
предметами. Широко представлен этот
вид мышления у людей, занятых реальным
производственным трудом, результатом
которого является создание какого-либо
конкретного материального продукта.

Заметим,
что перечисленные виды мышления выступают
одновременно и как уровни его развития.
Теоретическое
мышление

считается более совершенным, чем
практическое,
а понятийное
представляет собой более высокий уровень
развития, чем образное.
Все виды мышления у человека сосуществуют,
могут быть представлены в одной и той
же деятельности. Однако в зависимости
от ее характера и конечных целей
доминирует тот или иной вид мышления.
По степени своей сложности, по требованиям,
которые они предъявляют к интеллектуальным
и другим способностям человека, все
названные виды мышления не уступают
друг другу.

Популярные статьи  Флюиды: что это такое и как они влияют на нас

Мышление
в отличие от других процессов совершается
в соответствии с определенной логикой.

В структуре мышления можно выделить
следующие логические
операции:

а) сравнение

б) анализ

в) синтез

г) абстракция

д) обобщение

а)
Сравнениевскрывает
тождество и различие вещей. Результатом
сравнения может стать классификация.
Нередко она выступает как первичная
форма теоретического и практического
познания.

б)
Анализ— это
расчленение предмета, мысленное или
практическое, не составляющие его
элементы с последующим их сравнением.

в)
Синтезесть построение
целого из аналитические заданных частей.

Анализ
и синтез обычно осуществляются вместе,
способствуют более глубокому познанию
действительности.

г)
Абстракция
— это выделение какой-либо стороны или
аспекта явления, которые в действительности
как самостоятельные не существуют.
Абстрагирование выполняется для более
тщательного их изучения и, как правило,
на основе предварительно произведенного
анализа и синтеза.

д)
Общение— выступает
как соединение существенного
(абстрагирование) и связывание его с
классом предметов и явлений. Понятие
становится одной из форм мысленного
общения.

Кроме
рассмотренных видов и операций, имеются
еще и процессы
мышления:

а)
суждение
— высказывание, содержащее определенную
мысль;

б)
умозаключение— представляет
собой серию логически связанных
высказываний, из которых выводится
новое знание;

в)
определения
понятий

— рассматривается как система суждений
о некотором классе предметов (явлений),
выделяющая наиболее общие их признаки;

г)
индукция
и дедукция

— это способы производства умозаключений,
отражающие направленность мысли от
частного к общему или наоборот. Индукция
предполагает вывод частного суждения
из общего, а дедукция
— вывод общего суждения из частных.

В
процессе мышления часто вмешиваются,
изменяя его, эмоции.

По
характеру мышления выделяют типы людей:

1.
Интуитивный
тип

характеризуется преобладанием эмоций
над логикой и доминированием правого
полушария головного мозга над левым.

Критерием
истинности для интуитивного типа
выступают ощущение правильности и
практика.

2.
Мыслительный
тип
— ему
свойственны рациональность и преобладание
левого полушария мозга над правым,
примат логики над интуицией и чувством.

Критерием
правильности являются эксперимент и
логическая безупречность вывода.

Мыслительный
тип
обычно
интересуется знанием как таковым, ищет
и устанавливает логическую связь между
явлениями, в то время как интуитивный
тип
ориентирован
на прагматику, на практически полезное
использование знаний вне зависимости
от их истинности и логической
непротиворечивости.

Что такое мышление

Каждую секунду человек получает разнообразную информацию из внешнего мира. Результатом работы наших органов чувств являются зрительные образы, звуки, запахи, вкусовые и тактильные ощущения, данные о состоянии организма. Все это мы получаем в результате непосредственного чувственного восприятия. Это первичная информация, строительный материал, с которым работает наше мышление.

Процесс переработки сенсорных данных, их анализ, сравнение, обобщение, умозаключения – и есть мышление. Это высший познавательный процесс, в процессе которого создается новое, уникальное знание, та информация, которой нет в нашем чувственном опыте.

Примером такого рождения нового знания может служить простейшая конструкция – силлогизм, состоящий из двух посылок – эмпирического (данного в непосредственном опыте) знания и одного умозаключения – вывода.

  • Первая посылка: все студенты зимой сдают экзамены.
  • Вторая посылка: Иванов – студент.
  • Умозаключение: Иванов зимой сдает экзамены.

Вот умозаключение и есть результат элементарного мышления, ведь мы не знаем, сдает ли Иванов зимой экзамены, но это знание получаем с помощью рассуждений. Хотя, конечно, чаще всего процесс рождения мысли бывает более сложным и даже запутанным.

Рождение мысли

То, что мысли рождаются в голове, точнее, в головном мозге, знают все. Но ответить на вопрос, как это происходит, непросто.

Главную роль в мышлении и в целом в психической деятельности играют нервные клетки — нейроны. А их у нас не менее триллиона, и каждый нейрон – это целая фабрика по переработке данных. Он многочисленными нервными волокнами связан с другими нейронами и обменивается с ними электрохимическими импульсами, несущими информацию. Причем скорость передачи этой информации 100 м/сек. Именно этот скоростной обмен данными и есть мышление, недаром же в древности считали, что быстрее всего на свете мысль человека.

Если представить процесс мышления в виде яркого образа, то он напоминает фейерверк. Сначала вспыхивает одна звездочка – импульс или сигнал от внешнего раздражителя. Затем он по цепи нервных клеток рассыпается вширь и вглубь новыми вспышками активности, охватывая все большее пространство головного мозга.

Знания, конечно, имеют высокую ценность. Но они необходимы в первую очередь как материал для мышления. Умнее мы становимся не тогда, когда получаем новые знания, а тогда, когда их осмысливаем, включаем в деятельность, то есть думаем.

Тайна двух полушарий: правополушарное и левополушарное мышление

Типы мышления в психологии и их характеристика

В каком виде рождается мысль в нашей голове? Ответить на этот вопрос непросто, так как мысль – это процесс и продукт обработки информации, а информация в головном мозге существует в двух видах.

  1. Сенсорные и эмоциональные образы. Из внешнего мира она поступает в виде чувственных образов: звуков, цветов, картинок, запахов, тактильных ощущений и т. д. Очень часто эти яркие образы еще и эмоционально окрашены.
  2. Абстрактные знаки – слова, цифры, словесные конструкции, формулы и т. д. Слова могут обозначать (замещать) любые чувственные образы или носить абстрактный характер, как, например, цифры.

Ученые говорят, что человек мыслит на двух языках – на языке слов и на языке образов. Выделяют даже особый вид мышления – понятийное, то есть словесное. Причем центры, отвечающие за понятийное и образное мышление, находятся в разных полушариях головного мозга, и два эти вида информации обрабатываются по-разному. За операции нашего сознания со словами и цифрами отвечает левое полушарие головного мозга, а за операции с чувственными образами – правое. Кстати, в правом же полушарии находится и центр творческих способностей, оно связано с интуицией и подсознанием.

Известный физиолог И. П. Павлов считал, что среди нас есть люди, у которых ярко выражен один из двух типов психической деятельности:

  • правополушарные – это художественный тип, мыслящий с опорой на образы и чувственное восприятие;
  • левополушарные – мыслительный тип, лучше оперирующий понятиями, абстрактными знаками.

Однако не стоит всех людей делить на эти два типа. Большинство из нас относятся к среднему типу и в мыслительной деятельности используют и слова, и образы. А в зависимости от цели, задачи, стоящей перед нами проблемы, активизируется или правое, или левое полушарие.

Популярные статьи  Джайнизм: путь от страданий к просветлению

Вообще у взрослого полноценно развитого человека представлены все виды и типы мышления, в том числе три его основных вида:

  • наглядно-действенное;
  • образное;
  • абстрактно-логическое.

Хоть формируются все эти три вида мышления не сразу.

Что это такое

Считается, что познавательная деятельность достигает своего совершенства только у людей. Мышление это в психологии высшая психическая функция. С ее помощью человек ориентируется в пространстве, накапливает опыт, формирует представления о мире.

Для того чтобы понять, что такое мышление, необязательно разбираться в особенностях работы центральной нервной системы. Достаточно понимать детали процесса.

Познавательная деятельность – это восприятие окружающего мира. Обобщенное и опосредствованное отражение действительности позволяет индивиду делать умозаключения. Например, если он видит на улице снег, то делает вывод о низкой температуре и необходимости теплой одежды.

Термин рассматривается не только в психологии. Он встречается и в философии. Еще античные мыслители рассматривали процесс познания как способ получить истину и мнение. Позже Аристотель создал науку логику. Она позволила выделить новые понятия: умозаключение, суждение.

Типы мышления в психологии и их характеристика
Декарт полагал, что процесс познания – это нечто бестелесное, единственный атрибут души

В XVII веке мышление начало активно изучаться психологами, но в то время рассматривалось отдельно от психики. Только в XX веке ситуация изменилась, хотя каждая психологическая школа имела свои представления о мышлении и определении процесса:

  1. Феноменология определяла процесс познания как систему интеллектуальных операций, которая имеет врождённую природу.
  2. Гештальтпсихология: мышление – это процесс переструктурирования проблемы с помощью инсайтов (внезапных озарений).
  3. Психоанализ: мышление – это бессознательный процесс, который зависит от мотивов и потребностей.
  4. Бихевиоризм – в процессе познания формируются связи между стимулами и реакциями.

В советской психологии придерживалось мнение, что мышление формируется только в ходе деятельности. Под термином понимали способность индивида решать задачи и преобразовывать действительность. Считалось, что мышление является врожденным умением.

Развитие

Считается, что развить мышление у взрослого человека невозможно, поэтому остается только накапливать различные знания, чтобы быть умнее, но это ошибочное мнение. Развить мыслительные процессы можно в любом возрасте. Для этого применяются различные упражнения.

Методики развития логики:

  1. Поставить перед собой два разных предмета, сравнить их. Все отличия записать на лист бумаги. При сравнении учитывать различные факторы. Чем больше отличий будет описано, тем лучше.
  2. Придумать два события, не связанных между собой. Попытаться установить между ними связи, описав при этом как можно больше логических цепочек.

Дополнительно к этому нужно читать больше книг, осмысливать прочитанное. Выводы записывать в отдельную тетрадь. Необходимо стараться находить противоречия автора, чтобы попытаться их оспорить. Рекомендуется больше играть в шахматы, морской бой, шашки.

Упражнения для развития образного мышления:

Типы мышления в психологии и их характеристика

  1. Воссоздание образов. Мысленно представить близкого. Описать его особенности. После этого представить, что этот человек радуется или плачет. Вспомнить любое запомнившееся растение, дерево. Описать его в мелочах. Представить, как будет меняться дерево или растение в разное время года. Дополнить практику воспоминаниями о звуках.
  2. Развитие творческого воображения. Представить математический символ. Он не должен являться предметом из реального времени. Мысленно придать ему жизнь. Для этого нужно придумать привычки, характер, цели, поведение. Написать небольшой рассказ о том, как живой математический символ проводит свой день. То же самое можно делать с различными изображениями, символиками, звуками. Это позволяет развить фантазию, открыть к ней доступ.

Упражнения помогают развивать психику. Практиковать их можно как в детском возрасте, так и взрослым людям.

Для изучения взаимосвязи человека с другими объектами, исследования внутренней стороны, запускаются мыслительные процессы. Мышление помогает людям оценивать окружающий мир опосредованно, что является основой для творческих начинаний.

Виды и их характеристики

Психологи обычно разделяют мышление на три класса мышления:

  • наглядно-действенное;
  • наглядно-образное;
  • словесно-логическое.

Наглядно-действенное подразумевает, что человек наблюдает за реальными предметами, животными, людьми и постигает взаимоотношения между ними в конкретной сложившейся ситуации.

Наглядно-образное предполагает создание представлений о некой ситуации или образах. То есть человек использует наглядные изображения через их образные представления.

Словесно-логическое предполагает применение логических знаний о том или ином событии, предмете, существе. И таким образом человек постигает существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи реальных событий или объектов.

Кроме этого, мышление делится на наглядное и вербальное, то есть кому-то проще один раз увидеть, другому достаточно это услышать

Еще оно делится на практическое и теоретическое, то есть кому-то «закон не писан», он ищет всевозможные способы решить ту или иную задачу, другим важно исполнение норм и правил, которые сами они и разрабатывают

Типы мышления в психологии и их характеристика

Следующие антиподы связаны с интуитивным и аналитическим мышлением. Первое протекает быстро, не разделено на отдельные четкие этапы, мало осознаваемо. Второе – длительно по времени, разделено на четкие этапы, конкретно представлено в голове человека.

Но к какому бы типу ни относилось ваше мышление, важно уметь запускать в своей голове процесс сравнения, он помогает найти схожие и отличные свойства предметов, ситуаций, что в последующем непременно поможет решить поставленную задачу. Еще две неотъемлемых части мыслительного процесса – это анализ и синтез

На первый взгляд это противоположные понятия, первое предполагает для лучшего понимания деление чего-то целого на части, второе же, наоборот, позволяет переходить от частного к общему. Но для мышления важны оба процесса – любая здравая деятельность мысли должна быть именно аналитико-синтезированной

Еще две неотъемлемых части мыслительного процесса – это анализ и синтез. На первый взгляд это противоположные понятия, первое предполагает для лучшего понимания деление чего-то целого на части, второе же, наоборот, позволяет переходить от частного к общему. Но для мышления важны оба процесса – любая здравая деятельность мысли должна быть именно аналитико-синтезированной.

Хотя с другой стороны процесс мышления сугубо личный, и нередко он зависит от характера человека. У одних мышление бодрое, у других – ленивое. Кто мыслит рассудительно, кто импульсивно. Так же его делят на женское и мужское, цивилизованное и диковатое, гибкое и прямолинейное. Да и происходит оно на разных уровнях.

Типы мышления в психологии и их характеристика

Одни мысли роятся в глубине нашего сознания, другие на поверхности, третьи остаются где-то в середине, там чаще всего находятся те, что появились благодаря стереотипам, которые нас окружают. Наружу вырываются самые разные, но чаще всего – контролируемые и хорошо осознаваемые мысли. А вот в самом дальнем уголке скрывается то, что появилось у нас практически бессознательно. Это – база, на которой потом начинают основываться все наши последующие мыслительные процессы.

И при этом не любое мышление помогает жить. Иногда оно может мешать. Порой нужно действовать быстро, полагаясь на собственный опыт, выработанные годами рефлексы, а мыслительный процесс тормозит простое решение важных задач. В категорию «вредных» мыслей также относятся ненужные, негативные, и конечно, назойливые. Вот им совсем не место в нашей голове и от них следует избавляться.

Популярные статьи  1947 — год какого животного по восточному гороскопу

Примеры использования логического мышления

Логика помогает человечеству в познании окружающего мира. Так, много лет назад люди могли отметить, что от определенных съеденных ягод едоку становилось плохо, и он умирал. Человек сопоставлял эти два факта и делал вывод: ягоды ядовиты, обходил их стороной и выживал. Те, кто первые придумали сажать семена растений в землю, чтобы выращивать еду, с помощью логического умозаключения приходили к выводу, что из сливовой косточки яблоне не вырасти.

Яркий пример хорошо развитого логического мышления – знаменитый (хоть и придуманный) гениальный сыщик с Бейкер-стрит, Шерлок Холмс. Он использовал метод дедукции – чистейшей логики. Ее противоположность – индукция. Именно дедукция – метод рассуждений, берущий за основу разрозненные доказанные факты из внешнего мира и сведение их к единому частному заключению, является самым точным логическим мышлением. Индукция, то есть разложение частного заключения на разрозненные общие факты, имеет некий процент неправдивости.

Типы мышления в психологии и их характеристика

Шерлок Холмс в исполнении актера Василия Ливанова

К примеру, сейчас лето, потому на улице жарко. Это дедукция. Правда, в России именно летом жарче всего. Или на улице жарко, потому что сейчас лето. Это уже индукция. Здесь вкралась погрешность, ведь жарко бывает не только летом – в мае, в весенний месяц тоже бывает жаркая погода.

Суть и понятие

Мышление — познание мира, осуществляющееся косвенным путем. Его можно назвать познавательной деятельностью, с помощью которой индивид может не ограничивать свои мысли, поступки материальным миром. Ему можно не придерживаться определенных рамок, которые возникают при визуализации объектов. Результаты активности проявляются в поступках, идеях, высказываниях.

Особенности мышления:

Типы мышления в психологии и их характеристика

  • этот процесс позволяет проводить творческую обработку представлений об окружающем мире;
  • отражение окружающего мира, различных явлений посредственно;
  • способность видеть как отдельные явления, предметы, так и связи, устанавливающиеся между ними.

Опосредованное познание возникает:

  1. Когда человеку не нужно покидать дом, чтобы узнать какая погода на улице, идет дождь или светит солнце.
  2. Если непосредственное сознание не может дать результатов. Это проявляется в результате влияния рентгеновских, инфракрасных, ультразвуковых лучей.
  3. Когда непосредственное сознание не помогает получить информацию из-за временных рамок. Это проявляется при археологических раскопках.
  4. При желании расширить границы познания.
  5. Активно проявляется при возникновении конфликтов.

Формы реализации мыслительных процессов

Основными формами мышления называют следующие три.

Понятийная форма

Понятие – такая форма познания, которая шире представляет действительность, без ограничений. Оно отражает общие свойства объектов, явлений и ситуаций, которые, в свою очередь, имеют определенные характеристики:

  • Существенные, т. е. имеющие неизменные свойства, не способные видоизменяться;
  • Несущественные, т. е. меняющиеся под влиянием дополнительных признаков.

В случае с понятийной формой стоит отметить, что само «понятие» имеет определение как отдельное слово, не включенное в мыслительные процессы. Оно является содержательной частью отдельных объектов, описывающей свойство предмета, которое может быть абстрактным, не конкретным. В пример приводится высказывание о том, что невозможно наглядно вообразить скорость света, но мыслить о такой динамике можно.

Форма суждений

Выражение мыслей в форме суждений характеризуется в виде процесса или уже результата формирования мнения после получения обобщенной информации. Оно отражается в такой реакции индивида, как предположение, утверждение, заявление, критика и т. п. Суждение можно определить и как навык понимания, осознания связей. Определенное содержание суждения образуется по большей части на личном опыте или отношении человека к предмету или явлению. Форма суждений имеет два типа:

  • Формальная форма суждений описывается как факт наличия взаимосвязи без сомнений в их истинности или ложности (трава зеленая, небо голубое).
  • Эмпирическое суждение характеризуется как наблюдение за объектами или явлениями с возможностью проверить их истинность (в чужом огороде трава зеленее).

Типы мышления в психологии и их характеристика

В процессе суждения человек анализирует полученные знания

Данная форма мышления также классифицируется по следующим видам:

  • Общее суждение (обобщенные положения о предметах и явлениях);
  • Частное суждение (понятие о группе объектов и явлений);
  • Единичное суждение (как личное мнение).

Форма умозаключений

Умозаключение описывают как высший уровень умственной работы. В процессе данной формы мышления индивид анализирует полученные суждения, выводя другие, новые. Делается это посредством следующего мыслительного инструментария:

  • Индукция – имея множество частных суждений, индивид составляет одно общее, иногда ставя некоторые условия на основе изучения предметов и явлений окружающего мира. Иными словами, пользуясь накопленными знаниями, можно составить общую картину о некотором объекте или событии;
  • Дедукция – обратный индукции процесс. Имея общее представление о чем-то, можно вывести ряд детальных суждений, зная законы, правила и условия. Говоря проще, признак, характеризующий группу предметов, характеризует и каждый элемент в отдельности;
  • Аналогия (традукция) – в данном случае происходит процесс сравнения, перенесение некоторого свойства с одного предмета на другой, при условии, что имеются сходства существенных признаков;
  • Предположение – бывает, что индивид обладает неполной информацией, поэтому он предполагает возможные факты, впоследствии подтверждающиеся или опровергающиеся.

Формами мышления в психологии называют структуру мыслей. Получая некоторый объем знаний, человек анализирует их. Обзаведясь своим мнением об изучаемом объекте или явлении, он переходит к процессу умозаключения. В зависимости от количества имеющихся данных, индивид строит новые суждения, пользуясь мыслительным инструментарием, чтобы окончательно оформить представление о полученных знаниях.

Когда начинать тренироваться

Можно столкнуться с тем мнением, что развитие логики важно только для школьника и студента, раньше оно ни к чему. Логика нужна в любом возрасте

По сути, ее тренировки начинаются еще в младенчестве. Кроха берет погремушку, трясет ее и устанавливает причинно-следственную цепочку: чтобы получить звук, нужно потрясти предмет. Малыш постарше бросает пустышку и следит за ее падением. Снова здесь работает логическое мышление: соска упадет вниз, если ее уронить, не зависнет в воздухе.

Типы мышления в психологии и их характеристика

Ребенок с погремушкой

Внимание! Родители должны осознавать, все хорошо вовремя. Не следует заставлять двухмесячного ребенка сортировать предметы, подбирать пары и т.д

Любое занятие должно быть сообразно возрасту. Так, сортер (коробочка с прорезями в виде разных геометрических фигур и фигуры, которые нужно правильно вкладывать в эти прорези) и пирамидка, которые так любят давать совсем малышам мамы, в среднем осваиваются ими в возрасте около года. Раньше требовать от крохи выполнить условия игры бесполезно и даже вредно.

Специфические виды мышления (отражают личностный характер)

  1. По гендерному признаку: мужское (характерна упорядоченность и логика) и женское (в основном, строится на эмоциональном фоне).
  2. Объективное и субъективное мышление.
  3. Позитивное мышление (оперирует позитивными аспектами явлений и пр.) и негативное.
  4. Цивилизованное и дикое (нацелено на личную победу участника).
  5. Нестандартное, оригинальное мышление.

Виды и операции мышления.

  1. Сравнение. Нахождение сходства и различий между предметами и явлениями.
  2. Анализ. Выделение в предмете определённые качества, черты и свойства.
  3. Синтез. Тесно связан с анализом. Соединение отдельных частей в целое.
  4. Абстракция. Отвлечение от многих сторон свойств, выделение одной.
  5. Обобщение. Умение объединить подобные признаки явлений и предметов.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: