Воскресение христово, икона в киоте 14,5*16,5 см

Умягчение злых сердец: икона и ее значение, в чем помогает и куда вешать

История происхождения

Иоанн Предтеча, или Креститель, — пророк, предсказавший пришествие Господне. Этот человек жил в одно время со Спасителем, долгое время проповедовал, призывал людей раскаяться в грехах, проводил обряд крещения в реке. Иоанн был родственником Иисуса Христа. Именно он крестил Спасителя в водах святейшей реки Иордан, хоть и считал себя недостойным такой высочайшей чести.

Проповедник обличал царствующего в то время в Галилее царя Ирода Антипу, который жил в грехе, то есть сожительствовал с женой своего брата Иродиадой. Правитель разгневался и приказал посадить Иоанна в тюрьму. Правда, казнить праведника не решался, так как боялся народного бунта, ведь люди проповедника любили.

Иродиада ненавидела Иоанна Крестителя и хотела с ним поквитаться. Однажды представился подходящий случай: царь Ирод устроил пир в честь своего дня рождения, а Саломия, дочь Иродиады, так танцевала, что понравилась правителю, и тот поклялся исполнить любую ее прихоть. Посоветовавшись с матерью, ненавидевшей сидящего в тюрьме пророка, девушка попросила Ирода отрубить Иоанну голову. Царь, хоть и понимал, чего ему это будет стоить, но согласился.

Воин Ирода тотчас же казнил проповедника. Голову Иоанна на блюде преподнесли Саломии. Девушка отдала ее матери. Правда, Иоанн Креститель даже после своей смерти продолжал обличать царя Ирода и Иродиаду. За это голову проповедника закопали в нечистом месте. Правда, жена домоправителя Хузы, Иоанна, спустя какое-то время откопала ее, положила в сосуд и перезахоронила на Елеонской горе.

Царь Ирод потерял власть и вместе со своей женой Иродиадой был заточен в темницу Галлии, а потом сослан в Испанию, где и погиб. Сосуд с головой Иоанна Крестителя выкопали. На протяжении нескольких столетий его переносили из одного места в другое. В конце концов, святые мощи оказались в Константинополе.

В память об Усекновении Главы Иоанна Крестителя был установлен церковный праздник. Правда, это трагическая дата, но последние минуты жизни Предтечи вспоминают, чтобы почтить его великий подвиг. Праздничные богослужения проводятся каждый год 11 сентября. Церковь чтит Иоанна Крестителя сразу после Спасителя и Богородицы. В память о скорбном дне написано много икон, на которых изображено усечение головы праведника. Одиннадцатого сентября верующие соблюдают строгий пост, то есть не едят мясо, рыбу, молочные продукты. Таким образом христиане выражают скорбь в связи с кончиной проповедника.

Чаще всего в храмах можно встретить рисунок мученической смерти Иоанна, на котором святой изображен согнутым с опущенной головой, а над ним, замахнувшись мечом, стоит воин Ирода. Икона с подобным сюжетом под названием «Усекновение головы Иоанна Предтечи» написана во второй половине 16 века. Оригинал хранится в коллекции Национального музея в Киеве.

Раньше эта икона, вместе с образом «Тайная вечеря», входила в состав большого иконостаса, а находились в православном храме. В начале 20 века ее выкупил коллекционер Илья Остроухов. Позже эта икона оказалась у другого коллекционера — у Варвары Ханенко. Вместе с «Тайной вечерей», «Усекновение…» хранилось до 1918 года в частной коллекции. Затем обе святыни попали в киевский Музей искусств, а в 1932 — в Национальный музей (в Киевскую картинную галерею).

Основные правила изображения

У иудеев существовал категорический запрет изображения Бога. Ведь Творец неба и земли не может быть написан земными красками. Человек не может понять Бога своим ограниченным умом, а потому всякое изображение будет кощунством. Все изменилось с возникновением христианства. По его учению, хотя человек не может понять Бога, но Бог делает шаг навстречу и Сам становится Человеком. Именно таково богословие Воплощения Христа. Поэтому Он может быть изображен со Своей человеческой стороны. Существует предание, что первое изображение Господа появилось еще при Его земной жизни.

Популярные статьи  Молитвы для сохранения брака с мужем



Спас Нерукотворный

Это изображение имеет два варианта, называемые по-гречески «Мандилион» (на плате) и «Керамион» (на глиняной доске). Согласно преданию, образ создан Самим Христом. Правитель города Эдессы Авгарь тяжко больной проказой, попросил своего художника запечатлеть Лик Иисуса, веруя Его целительной силе.

Этот образ хранился в Эдессе, пока город не был захвачен врагами. Тогда его спрятали над вратами города, заложив глиняной доской. После освобождения Эдессы оказалось, что перед святым ликом продолжала гореть лампада, а на глиняной доске (по другим данным, на кирпичах) отпечаталась точная копия образа Господа.

Образ Спаса Нерукотворного изображается только Лик. Он может быть:

  • на убрусе (белом платке); встречаются иконы, где плат держат два Ангела;
  • на «чрепии», глиняной доске: фоном такой иконы может быть изображение кирпичной кладки, или же фон может быть просто несколько затемненным.

Иконография знает извод, называемый «Спас Нерукотворный с деяниями»: вокруг изображения помещены клейма, где показана история образа. На Руси сложился еще один тип изображения Спаса Нерукотворного, с раздвоенной бородой («Спас Мокрая брада»). Наконец, в Грузии известна написанная воском старинная погрудная икона Спаса Нерукотворного.

Спас Вседержитель

Другие названия – Пантократор, Спас в силах. Этот тип иконы показывает Христа как Царя мира и его Судию. Самое древнее изображение Пантократора относится к V-VI вв.

Спас Вседержитель может изображаться:

  • погрудно с раскрытым Евангелием в левой руке, благословляющей правой рукой, такой образ обычно пишется под куполом храма;
  • в полный рост Христос восседает на престоле, символе как царского достоинства Спасителя, так и будущего Страшного Суда.

Лик Господа выражает молитвенное созерцание, милость, любовь к людям. Особенно это видно на греческой иконе Спаса Вседержителя XII в., называемой «Елеемон», или «Милующий».

Спас Эммануил

Это особый извод иконописных изображений Христа, представляющий Его как отрока. Название «Эммануил» происходит от еврейского «с нами Бог». Песнь пророка Исайи, начинающаяся с этих слов, особенно торжественно поется на службах Рождества Христова. Изображение чаще всего используется при изображении Богородицы, но есть самостоятельные иконы Эммануила. Так в XII в. на Руси создана икона Эммануила с ангелами, или Ангельский Деисус. Сейчас этот образ находится в Третьяковской галерее.

Деисус

Деисусом (с греческого – «прилежное моление») называется образ Христа с Богоматерью (справа) и св. Иоанном Крестителем (слева), либо с Ангелами.

Деисус может представлять собой:

  • единую икону (изображающую Бога на престоле, предстоящих Ему Богородицу с Предтечей или Ангелов);
  • три образа, обычно по центру храмового иконостаса; средний изображает Христа, а два, расположенные по сторонам – Богородицу и Иоанна Крестителя.

Описание святого образа

Икона «Воскресение Христово», значение трудно переоценить, представлена несколькими различными изображениями.

Афонский монастырь Ставроникита является обладателем святого образа, написанного Феофаном Критским в XVI столетии в виде фрески.


Воскресение Христово. Икона из монастыря Ставроникита на Афоне

На святом изображении представлен архангел Гавриил, которой сидит на отваленном камне и показывает женщинам, что гроб пуст. Православные иконописцы редко делают копии с этого извода, а вот в католицизме он нашел особое почитание.

Интересной деталью на этой фреске является отсутствие главного персонажа этого события — Иисуса Христа.

В мире есть несколько икон «Воскресенье Христово», написанных в византийском стиле, всех их объединяют одинаковые принципы написания:

  • Фоном для центральной фигуры Иисуса служит окружность, из которой в виде лучей распространяется Божий свет — Небесная слава Христа. Сошедший в ад Спаситель и там оставался Богом Сыном.
  • Руки Христа поднимают Крест — орудие Его казни и символ победы христианства.
  • Воздушные одежды, похожие на крылья ангела, развиваются от потоков света при поднятии Спасителя из ада.
  • Ноги Иисуса попирают черную бездну, на некоторых изображениях едва заметно виден образ сатаны.
  • На многих образах Христос стоит на скрещенных вратах, под Его ногами частицы цепей, засовов, петель, всего того, что удерживало праведников в аду.
  • Объединяющим элементов для икон «Воскресение Христово» является золотистый фон, знак царского достоинства Бога Сына, в нем заключена вечная слава Спасителя и благодать.
  • На многих иконах, символизирующих победу Бога над адом, Иисус выводит из преисподней Адама и Еву, они нарисованы в приподнятом с колен состоянии. Их грех прощен, но без Создателя освобождение было бы невозможно.
Популярные статьи  Икона млекопитательница

Икона как бы говорит грешникам, чтобы они вложили свои руки в руку Спасителя, оставили грех и обрели освобождение от страстей для познания красоты небесной жизни.

В XVI веке появляется новое изображение, на нем Иисус в золотистых одеждах стоит на поверженных вратах, закрывающих некогда вход в ад. Христос окружен миндалевидным нимбом, Его руки держат Адама и Еву, восставших из гроба. На заднем фоне иконы стоят ветхозаветные праведные пророки.


Икона «Воскресение Иисуса Христа»

На этом образе изображен церковный догмат, согласно которому праведники не могли войти в рай, пока Христос не умер на Кресте и не воскрес.

Врата ада сложены крестообразно. Их погибелью стал Голгофский Крест, под ногами Спасителя гвозди, которыми Он был прибит к кресту.

Как мы видим на старинных иконах «Воскресение Христово» нет единого направления в изображении библейского события. На одних изображениях можно увидеть только Иисуса и двух ангелов, на других Спаситель с праотцами и святыми, на третьих есть картина ада.

На изображениях воскресения Христа прослеживается 3 линии:

  • выход Спасителя из гроба;
  • встреча Христа с женами-мироносицами;
  • схождение в преисподнюю.

В католицизме эти направления представлены скорее как живописные полотна, чем святые образа.


Икона Воскресение Христово с Двунадесятыми Праздниками

Есть вариации, на которых изображение воскресшего Иисуса окружено картинами двенадцати православных праздников, своего рода — это Евангелие в картинках, ведь каждый праздник является одного из главных событий в жизни Христа. Изображения вокруг основного персонажа называются клеймами.

Кто изображен на иконе

Православные смогут узнать своего святого покровителя на иконе. Если вверху или в центре изображены главы Небесного воинства, то ниже:

  • ближайшие верные помощники Христа, 12 апостолов, прославившихся благодатью Божьей, своими духовными подвигами;
  • равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга;
  • благоверные святые, потрудившиеся на благо государства, как князь Александр Невский;
  • мученики и страстотерпцы, не пожалевшие своей жизни за веру Христову, отдавшие ее в борьбе с иноверцами и единоверцами;
  • совершившие аскетические подвиги преподобные;
  • праведные святые, к которым относят Сергия Радонежского, Иоанна Кронштадтского, Петра и Февронию Муромских;
  • блаженные юродивые, достигающие внутреннего смирения, побеждающие такой грех, как гордость.

Все эти категории отнесены к образам, почитаемым православной верой. Их лики можно отыскать на иконе Собора всех святых. В нижней половине таких икон писались разделенные на группы отдельные образы. Рядом можно увидеть Ветхозаветных Апостолов Павла и Петра. Они находятся на образе рядом. Среди мучениц выбирают для иконы Великомученицу Екатерину и Варвару. Все изображения чаще подписываются художником. Не обязательно лик покровителя небесного должен соответствовать привычному образу. Но по важным деталям отыскивают своего ангела-хранителя: или Василия Великого, или Иоанна Крестителя.

Чудотворные силы иконы

Первое чудо, сотворенное Святым Ликом, относится к 1666 году. Воевода Саратова Кадышев был сильно ранен. Исцелился он сразу после того, как увидел в воде реки Волги лик Пресвятой Богородицы.

Популярные статьи  9 способов энергетической чистки в домашних условиях

В честь этого события спустя 200 лет в селе Раковка родственница Кадышева основала женский монастырь, главной иконой которого стала «Взыскание погибших».

Другой образ, который хранился в Храме Рождества Христова в Палашевском переулке, помог последнему хозяину иконы. Он стал вдовцом и усердно молился перед иконой, прося о своих незамужних дочерях. Богородица услышала его молитву, и вскоре все три дочери успешно вышли замуж. В благодарность за сотворенное чудо, вдовец передал икону в родной храм.

В 1812 году храм был разграблен французами. Пострадала и икона. Она была расколота на три части. Но даже поврежденная. Она сотворила много чудес. К ней обращались с просьбой получить исцеление. А молодые девушки молили о счастливом браке.

Разграбленный храм восстановили, икона в нем пробыла до 1934 года. Затем советская власть закрыла храм. И тогда образ сам выбрал себе новое пристанище. Когда служители хотели перевезти икону в неугодный ей храм, повозка не могла сдвинуться с места. Начала движение она только тогда, когда люди решили отвезти ее в Воскресную церковь на Малой Бронной.

Еще одно чудо свершилось с иконой «взыскание погибших» в Псковском монастыре. Согласно преданию, Святая Блаженная Матрона Московская рассказала своей матери о том, что к ним в храм «просится Богородица».

Тогда они попросили благословения на сбор денег на написание иконы. Люди давали, сколько могли. Кто-то жертвовал большие суммы, а кто-то скупился. Было два брата – один дал рубль, а второй, забавляясь, дал копейку. Когда Матроне принесли деньги, она нашла те самые рубль и копейку и попросила вернуть их, так как они портили все пожертвования.

Когда пришло время писать икону, Матрона нашла иконописца и наказала ему строго поститься, а затем исповедоваться и причаститься. И только после этого приступать к работе. Через некоторое время мастер пришел к матроне и пожаловался, что образ у него не получается. Тогда Матрона увидела, что на исповеди он скрыл один грех и сказала ему об этом. Иконописец раскаялся, повторно исповедовался, а после этого смог написать икону. С ней Матрона не расставалась до конца жизни.

Описание и значение в православии

На полотне иконы в полный рост изображена пресвятая Богородица, исцеляющая безнадежного больного. Она стоит у постели немощного клирика, на ней красно-синие одежды, украшенные жемчугом, у головы нимб. На створках складня слева выписан образ Архангела Михаила, справа — Архангел Гавриил. Два святых словно поддерживают икону. Вся поверхность ризы складня украшена бриллиантами.

Первое чудо исцеления произошло с певчим из Наварнинской церкви. Звали его Викентий Бульвиненский. Он всегда входя в двери храма, падал ниц перед святым образом Богородицы, каждый раз произнося молитву. К несчастью он серьезно занемог. У больного загноился язык, он не мог издать ни одного звука, его мучили невыносимые боли. Временами клирик впадал в беспамятство.

Каждый раз, приходя в сознание, он повторял в мыслях слова своей ежедневной молитвы. Однажды он увидел в изголовье своей кровати Ангела-Хранителя в образе прелестного юноши. Тот прочел молитву, прося исцелить больного. У кровати явилась сама Матерь Божия.

Она окропила своим молоком уста неизлечимо больного и исчезла. После этого певчий в одну секунду выздоровел, тут же отправился на службу в церковь, где к удивлению всех стал петь. Это чудо исцеления было запечатлено в сюжете иконы. Богословский смысл иконографии в том, что верующий должен непрестанно молить Богородицу об исцелении и ожидать его, не впадать в состояние уныния. Придет нужное время, и Господь ответит на просьбу, облеченную в молитву.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: