Шестопсалмие

Толкование шестопсалмие почему выбраны именно эти псалмы

О помощи в различных житейских нуждах

1. Чтобы Бог просветил начальников, да найдут люди понимание в своих просьбах:

Пс. 137

2. Да просветит Господь грядущих на собрания и советы:

Пс. 2

3. Чтобы Господь благословил честную торговлю:

Пс. 64

4. Чтобы примириться работнику и хозяину, когда работник уходит обиженный хозяином, и да найти ему работу:

Пс. 46

5. Об оставленных людях, чтобы обрели приют:

Пс. 70

6. Да не оставит Господь бедных в нужде и горе, впавших в отчаяние от бедности:

Пс. 80

7. Тем, чей труд сопряжен с опасностями:

Пс. 48

8. Тем, кому трудно работать от лени или от страха:

Пс. 60

9. Чтобы Бог сохранил имущество, животных и продукты производства:

Пс. 83

10. Чтобы Бог дал изобилие посевов и плодов, когда погода неблагоприятная:

Пс. 30

11. О нахождении потерянных ключей:

Пс. 15

12. Чтобы открыть дверь, когда потеряны ключи:

Пс. 23

Индивидуальности композиции

Шестопсалмие состоит из 2-ух частей, в качестве связывающего звена употребляется славословие в маленьком количестве.
Чередование веселых и печальных псалмов (в неких истолкованиях их именуют утренними и вечерними, мажорными и минорными). При этом пик радости приходится на конец мажорной нечетной триады, а печалься – посреди четной. От этого, как считают исследователи, зависит общий оптимистичный тон Шестопсалмия, даже, невзирая на стенания.
Единство Шестопсалмию кидает то, что 1-ый и крайний его псалмы сходи наиболее, чем все другие.

Главными особенностями являются:

  1. Шестопсалмие состоит из двух частей, в качестве связующего звена используется славословие в небольшом количестве.
  2. Чередование радостных и грустных псалмов (в некоторых толкованиях их называют утренними и вечерними, мажорными и минорными). Причем пик радости приходится на конец мажорной нечетной триады, а грусти – в середине четной. От этого, как считают исследователи, зависит общий оптимистичный тон Шестопсалмия, даже, несмотря на стенания.
  3. Единство Шестопсалмию предает то, что первый и последний его псалмы сходи более, чем все остальные.

Немаловажное значение играют вставки слов между псалмами, хотя толкователи не склонны придавать им какую-то важность. Причем они оказывают влияние как на саму композицию, так и на общий смысл Шестопсалмия

Сопоставление псалмов

Неспроста Шестопсалмие читают при потушенных свечах, в тот период, когда по утреннему небу начинает разливаться заря. Это символизирует переход от ветхозаветного мрака к Евангельскому свету. Упоминалось уже, что тема ночи и утра нашла отображение во всех шести псалмах.

Кроме того, тональность стихов и содержание однородны. В четырех псалмах тема восхваление Бога, автор возносит молитвы, а Господь слышит их. Усиление эффекта происходит от постоянно дублируемого слова «услыши». От этого возникает чувство непрерывности молитвы, а так же то, что она действительно услышана.

Упование на Бога – основная тема, она идет через весь Псалтырь и Шестопсалмие. Мысль, что с каждым Он поступает не по справедливости, а по милосердию. В 102 псалме даже упоминается о том, что Отец Небесный заботится о своих сыновьях более чем земной отец. Он всегда знает, как поступить, чтоб было лучше Его детям.

Не считая того, тональность стихов и содержание однородны. В 4 псалмах тема восхваление Бога, создатель возносит молитвы, а Господь слышит их. Усиление эффекта происходит от повсевременно дублируемого слова «услыши». От этого возникает чувство непрерывности молитвы, а так же то, что она вправду услышана.

Тема гонений выслеживается так же в почти всех псалмах Шестопсалмия. В особенности отмечено то, что посреди противников находится много людей, входивших в число приближенных царя Давида.

Упование на Бога – основная тема, она идет через весь Псалтырь и Шестопсалмие. Идея, что с каждым Он поступает не по справедливости, а по милосердию. В 102 псалме даже упоминается о том, что Отец Небесный хлопочет о собственных сыновьях наиболее чем земной отец. Он постоянно понимает, как поступить, чтобы было лучше Его детям.

Духовный смысл шести уникальных псалмов

  • духовно-нравственная;
  • мессианская (пророчества).

Царь Давид был пророком, в его псалмах отразилось виденное им пришествие Иисуса, становление Церкви, Страшный суд, жизнь будущего века. Тема мессианства проходит по всей Псалтири, в ней множество пророчеств. По мнению святого Афанасия Великого, если взять лишь некоторые из многочисленных пророчеств в псалмах о Христе и Церкви, то можно пропустить более важные их них.

Тема духовности и нравственности также может быть названа пророческой. Жизнь царя Давида, состояние его души на фоне разных скорбей показывает нам не столько праведника, живущего по закону Ветхого Завета, сколько обновленного человека, уже христианина. Вся Псалтирь показывает, как должен жить христианин.

Номера псалмов шестопсалмия

Настоящая красота церковного звучания и духовная сила – это чудесное шестопсалмие

Номера псалмов, которые читаются при этом обряде, известны каждому христианину с детства и являются важной частью его духовности на протяжении всей жизни:

  • Псалом 3;
  • Псалом 37;
  • Псалом 62;
  • Псалом 87;
  • Псалом 102;
  • Псалом 142.
Популярные статьи  Сильная молитва от злых людей

Данное произведение православного искусства читается в течение всего календарного года на каждом утреннем богослужении, кроме Светлой Пасхальной седмицы, и предстаёт в образе шести “ступеней” духовной лестницы истинного христианина. Ведь обращённая к Иисусу душа проходит сложный путь, полный искушений и греха. И только так она по-настоящему растёт, крепнет, с Божией помощью преодолевая зло и достигая состояния блаженной свободы – жить по велению сердца.

Житие царя Давида по Шестопсалмию

Упоминается, что Давид никогда не терял веры в Бога, даже в минутки смертельных угроз. При всем этом правитель постоянно проставлял Всевышнего – тон является главным для всех 6 псалмов. Беспрекословное доверие и упование на Господа сквозит в каждой строке.

В 62 -м — период, когда Давид отыскал убежище от свирепого неприятеля в Иудейской пустыни. Неприятель этот завидовал Давиду и боялся за собственный свой трон – это был правитель Саул. По неким же сведениям этот псалом отражает восстание отпрыска Давида Авессалома. Это восстание Давид воспринял, как наказание Господне. Потому он не лицезрел за собой права силой подавить бунт предательского отпрыска, а предоставил все на трибунал Господа. Конкретно по данной для нас причине он не поднял свои войска против отпрыска, а совершенно не от недочета храбрости либо от отсутствия воинов. В данной для нас ситуации Давид узрел себе один вероятный выход – спастись бегством.
В 37 псалме более ясно можно услышать покаянный мотив. В период написания этого текста лишь готовилось восстание Авессалома.
87-й весьма близок к предшествующему по содержанию. Его создатель – Еман Израильтянин, которого Давид сделал начальником 1-го их хоров. Еман заходил в самое близкое свита Давида, отлично его знал и с радостью делил все тяготы жизни царя. Это все и отыскало отображение в этом псалме.
3 и 142 псалмы – это конкретно восстание Авессалома, при этом описано оно очень сладкоречиво, в особенности то, как отпрыск преследовал убегающего отца собственного. Весь текст пронизан главный идеей – Давид твердо надеялся только на волю господа, но не на собственные людские силы.
102 псалом – принадлежит перу самого Давида, но относится к наиболее позднему периоду, когда тот уже вошел в довольно преклонный возраст. Этот текст можно именовать благодарностью Богу за избавление от Вавилонского рабства.

В надписаниях указывается, что автор этих псалмов – царь Давид, он же псалмопевец и пророк. Период его жизни – за 1000 лет до Рождества Христова. В псалмах же речь идет о том, что Давид с юного возраста подвергался гонениям врагов, весь его жизненный путь был усеян опасностями, искушениями и скорбями.

Упоминается, что Давид никогда не терял веры в Бога, даже в минуты смертельных опасностей. При этом царь всегда проставлял Всевышнего – тон является основным для всех шести псалмов. Безоговорочное доверие и упование на Господа сквозит в каждой строчке.

  1. В 62 -м — период, когда Давид нашел убежище от лютого врага в Иудейской пустыни. Враг этот завидовал Давиду и опасался за свой собственный трон – это был царь Саул. По некоторым же сведениям этот псалом отражает восстание сына Давида Авессалома. Это восстание Давид воспринял, как наказание Господне. Поэтому он не видел за собой права силой подавить мятеж вероломного сына, а предоставил все на суд Господа. Именно по этой причине он не поднял свои войска против сына, а совсем не от недостатка храбрости или от отсутствия воинов. В этой ситуации Давид увидел для себя один возможный выход – спастись бегством.
  2. В 37 псалме наиболее отчетливо можно услышать покаянный мотив. В период написания этого текста только готовилось восстание Авессалома.
  3. 87-й очень близок к предыдущему по содержанию. Его автор – Еман Израильтянин, которого Давид сделал начальником одного их хоров. Еман входил в самое близкое окружение Давида, хорошо его знал и с радостью разделял все тяготы жизни царя. Это все и нашло отображение в этом псалме.
  4. 3 и 142 псалмы – это непосредственно восстание Авессалома, причем описано оно весьма красноречиво, особенно то, как сын преследовал убегающего отца своего. Весь текст пронизан основной мыслью – Давид твердо уповал лишь на волю господа, но не на собственные человеческие силы.
  5. 102 псалом – принадлежит перу самого Давида, но относится к более позднему периоду, когда тот уже вошел в достаточно преклонный возраст. Этот текст можно назвать благодарностью Богу за избавление от Вавилонского рабства.

Видео

Пасека Валаамского монастыря

Островной Валаам очень благоприятное место для развития пчеловодства и занятия селекцией. По благословению Игумена монастыря епископа Панкратия вот уже несколько лет братия монастыря серьезно осваивает это нелегкое ремесло.

2:48

О новой часовне прп. Германа Аляскинского | Епископ Троицкий Панкратий

9 августа 2020 года, Игуменом Спасо-Преображенского Валаамского монастыря епископом Троицким Панкратием в день 50-летия прославления преподобного Германа Аляскинского была освящена часовня в его честь.

Популярные статьи  Когда и как читать молитву ефрема сирина «господи владыко»

4:23

«Псалом 50» | Схиархимандрит Серафим (Бит-Хариби)

Друзья, предлагаем вашему вниманию «Псалом 50» в исполнении схиархимандрита Серафима (Бит-Хариби), исполненный им на Валаамском фестивале «Просветитель» в 2016 году.

5:26

О гордости и милости Божией | Письма о духовной жизни | Валаамский старец схиигумен Иоанн

Письма о духовной жизни Валаамского старца схиигумена Иоанна.
Читает народный артист России Валерий Ивченко.
О схиигумене Иоанне можно прочесть здесь: /starets/5526/

9:41

Валаам вновь открывает свои двери | ТК Мир 24 — Специальный репортаж

Валаам – остров в северной части Ладожского озера, самый большой в составе Валаамского архипелага. Одни здесь ищут духовную поддержку, другие полюбоваться живописными фьордами и окунуться в древнюю историю Валаамского монастыря. Из-за пандемии коронавируса туристический сезон на Валааме открылся на два месяца позже. Как встречают, чем кормят и какие правила безопасности действуют для гостей, рассказываем в этом выпуске программы «Специальный репортаж» телекомпании Мир 24.

8:58

Другие видео

Псалом 108 “Отмщение врагам”: как его понимать

Псалтырь – одна из книг Ветхого завета, являющаяся настольной для многих христиан. Песни, содержащиеся в псалтыре, доступны пониманию каждого. Однако 108-ой псалом до сих пор вызывает неоднозначную реакцию у верующих. Дело в том, что в данном тексте содержатся откровенные проклятия в адрес недоброжелателей, в то время как в Евангелие написано: «Любите врагов ваших».

Автор псалма

Согласно религиозным текстам, считается, что большинство псалмов, содержащихся в Псалтыре, написал в свое время один из библейских персонажей по имени Давид.

Его же перу принадлежит и псалом 108, в котором, кроме прочих, есть такие слова: «Да будут дни его кратки», «Да скитаются дети его и нищенствуют», «Дети его да будут сиротами, а жена – вдовою». Кажется, эта речь Давида касается его врагов и представляет собой просьбу к Богу покарать неприятелей.

Некоторые даже думают, что данный текст можно использовать для сведения счетов со своими врагами, то есть он является готовой «молитвой мести». Однако на самом деле это далеко не так.

Для того, чтобы правильно понимать 108-ой псалом, необходимо знать историю жизни самого Давида и писание в целом. Дело в том, что Давид был обычным пастухом, однако смог победить великана и силача Голиафа. Именно после этого боя первый царь народа Израиля Саул взял юношу под свое крыло.

Тем не менее, со временем Саул стал завидовать Давиду и даже пытался его убить. Был у Давида и еще один недруг. Это главный надзиратель за царскими стадами по имени Доик, прославившейся своей жестокостью и клеветой в адрес Давида. Именно в связи с этой непростой ситуацией Давид и написал 108-ой псалом.

Так комментирует данную песню и «Толковая Библия» под редакцией А. П. Лопухина.

Проклятие или пророчество?

Несмотря на все зло, которое пытались причинить Давиду царь или старший пастух Доик, автор «злого» псалма ни разу не поднял на них руку.

А между тем Давиду по крайней мере дважды предоставлялась возможность убить того же Саула. Об этом напоминает и информационный православный портал «Вера».

Кроме того, по утверждению игумена Никона (Головко) (сайт «Закон Божий»), проклятия, перечисленные в псалме, относятся вовсе не к людям, а к демонам.

Кому же предсказывал Давид столь незавидную участь? Как писал Иоанн Златоуст, содержание 108-ого псалма относится к судьбе предателя Иуды, а также к жизням других людей, которые восстают против священников, используя коварство и ложь.

К примеру, дни Иуды действительно оказались кратки: ведь всем известно, что, согласно писанию, ученик Иисуса повесился.

А что касается жены и детей, упомянутых в псалме, то Афанасий Великий говорил, что под вдовствующее супругой следует понимать душу, отвергнувшую Христа, а сироты – это помыслы, которые лишились Божественной благодати.

Как читать?

Так как же следует читать 108-ой псалом? В интервью сайту «Радонеж» протоиерей Артемий Владимиров посоветовал прихожанам в первую очередь приобрести «Толкование на Псалтырь», которое продается в любой иконной лавке. С помощью толкования понимать и правильно воспринимать псалмы станет проще, а это в свою очередь положительным образом скажется и на молитве.

Православный информационный портал «Вера» советует молиться перед прочтением псалтыря, унять в себе гнев и обиду, а также всегда помнить о том, что в первую очередь верующие должны не мстить своим врагам, а прощать их.

Толкование

В тексте псалма 65 стихи 1-9 обращены к “народам”, стихи 10-12 – к Богу.

  • Стих 1-4: Вся земля (т. е. все ее обитатели) призываются славить Господа радостными восклицаниями и пением – по причине удивительных дел, явивших миру несравненную Его силу, противостать которой не могут враги Его.
  • Стих 5-7: Как примеры таких дел приводятся переход евреев через Чермное море, а затем переход их через реку Иордан (стих 6). Поразительные эти факты, как и многие другие, имевшие место в истории Его народа, становились достоянием язычников, в окружении которых существовал Израиль, и это не могло не производить на них сильное впечатление. Псалмопевец призывает языческие народы понять, что в могуществе Своем (стих 7) Бог евреев владычествует… вечно и над ними; да не возносятся мятежники! – восклицает он.
  • Стих 8-9: На основании всего сказанного прежде (повторяется мысль о сохранении Господом еврейского народа: стих 9) псалмопевец призывает все народы славить и хвалить Его (стих 8).
  • Стих 10-12: Тут в образной форме передана мысль о том, что через многие тяжкие испытания, опасности, невзгоды, рабское состояние (положил оковы на чресла наши), вражеские осады или осаду (Посадил человека на главу нашу; некоторые полагают, что в стихе 12 подразумевается осада Иерусалима при царе Езекии ассирийским царем Сеннахиримом, – 4-Цар. 18-19) провел Господь Свой народ, подвергая его мучительной для него переделке (Ты… переплавил нас, как переплавляют серебро: стих 10). Но Ты же вывел нас затем на свободу, с благодарностью восклицает псалмопевец.
  • Стих 13-15: В благодарность за избавление (подразумевается в стихе 13; сравните с “Ты вывел нас на свободу” в предыдущем стихе) псалмопевец выражает намерение войти в дом Божий со всесожжениями – во исполнение своих обетов, которые произнес в дни скорби своей (стих 14).
  • Стих 16-20: Призыв к еврейскому народу прийти и послушать, что сотворил Бог для псалмопевца по молитве его. Я воззвал к Нему, и услышал… меня Господь и внял гласу моления моего, говорит он, потому что сердце мое было чисто перед Ним (со. Прит. 28:9; Ис. 59:2). В этой части псалма подчеркнуто звучит мысль о необходимости “приходить” к Господу с искренней молитвой и сердцем, очищенным от греха. Только тогда Он слышит и не отвращает от молящегося милости Своей. Благословен Бог, слышащий и милующий! – завершает свою благодарственную песнь псалмопевец.
Популярные статьи  Гадание на картах судьбы роберта кэмпа

Шестопсалмие важная часть Утрени

И вот наступило на вечернем богослужении время чтения шести псалмов

Для начала подчеркнём важность этой части Утрени. В чем это проявляется? Шестопсалмие читается на всех утренних богослужениях (повседневном, субботнем и воскресном), за исключением Светлой Пасхальной седмицы

Старший пономарь Сергей Миронов читает Шестопсалмие в храме Николая Чудотворца, п. Тюльган

В момент произнесения псалмов в храме должна стоять полная тишина. Именно поэтому не рекомендуется креститься и класть поклоны, чтобы избежать даже малейшего шума. Вот что говорил по этому поводу Паисий Святогорец:

Шестопсалмие включает в себя шесть псалмов, 5 из которых (за исключением 87 псалма) написал пророк и царь Давид. В Церкви бытует мнение, что Страшный суд будет идти столько, сколько минут читается Шестопсалмие. На это время в храме гасятся все светильники и свечи, чтобы ничто не мешало сосредоточится на смысле псалмов. Каждый из верующих, во время чтения поучительных псалмов, должен думать о своей душе и Божием Суде над ней. Следует прислушаться к тому, что говорил об этом преп. Нектарий Оптинский:

Теперь настало самое время обратиться к духовному смыслу псалмов.

Принцип подбора псалмов

Сначала рассмотрим те особенности выбора, которые сразу бросаются в глаза:

  • псалмы равномерно размещены по разным частям Псалтири, поэтому они представляют её целиком;
  • пять псалмов написаны пророком и царём Давидом, а 87 его ближайшим сподвижником, поэтому все они рассказывают о событиях его жизни;
  • псалмы однородны по содержанию и тону, потому что говорят о праведнике преследуемом врагами, который уповает только на Бога;
  • все псалмы являются молитвенным обращением к Богу: 3,37, 87 и 142 — молитвы об ограждении от преследования врагов; 62 и 102 — молитвы о благодарении Бога;
  • во всех шести псалмах действие разворачивается ночью или утром, поэтому их чтение к месту именно на Утрени;
  • имеет мест чередование печальных псалмов (чётные номера) с радостными.

Какие псалмы входят в Шестопсалмие

Толкование Шестопсалмие прямо говорит о муках, страданиях праведника и упования его на Бога. Но почему отдали предпочтение именно этим песням? Ведь таким требованиям отвечают многие псалмы, поэтому вариантов «шестопсалмий» могло быть много. В данном случае ответ один: псалмы подбирались с ведома Духа Святого. Основная мысль Шестопсалмия — подготовка встречи со Христом. Причём это красивое, светлое чтение не подвластно времени, так как его главный символ — начало нового дня. С рассветом начинается новая праведная жизнь, которая полна любви, радости и добра ко Господу.

Толкование Шестопсалмие поможет познать смысл псалмов

Номера псалмов не столь важно знать каждому христианину. А вот их смысл важно понимать, потому что они представляют важную часть его духовной жизни:

  1. Псалом 3.
  2. Псалом 37.
  3. Псалом 62.
  4. Псалом 87.
  5. Псалом 102.
  6. Псалом 142.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: