Икона спасителя «спас нерукотворный»

Икона «спас нерукотворный» – история происхождения, кто написал, молитва, акафист спасу

Известны две похожие реликвии: Плат Вероники и Туринская Плащаница

В западной христианской традиции известны две реликвии, которые очень напоминают Спас Нерукотворный.

Плат Вероники

По преданию, некая девушка по имени Вероника вышла к Иисусу Христу, когда Он нёс крест, и вытерла Его лицо льняным платком, либо просто дала его, чтобы Тот мог утеряться сам.

В некоторых версиях она дала Спасителю воды. Лик Мессии отпечатался на платке. Есть две любопытные детали этой истории:

  • «Вероника» — возможное искажения латинского vera icon (истинный образ);
  • На плате Вероники Христос в терновом венце, но образ часто путают со Спасом, поэтому эта деталь в иконографии, бывает, изображается не на «подобающей» иконе. Немало Спасов с этим самым венцом.

В отличие от Спаса, плат Вероники не утерян. Более того — их минимум два (есть даже больше). Какой подлинный — спорят. Возможно, что и никакой, так как предание не зафиксировано раньше XIII века.

«Вуаль Вероники» в соборе Святого Петра в Ватикане.

Ватикан не демонстрирует этот плат и некогда уничтожал все существующие репродукции под страхом отлучения от церкви.

Иезуитский историк искусства Иосиф Уилферт сообщает, что видел реликвию и она выглядела как обычный платок с двумя невнятными коричневыми пятнами.


Возможно, репродукция Плата Вероники из Ватикана

4 «Лик из Манопелло».

Венец отсутствует, что явно указывает на подделку.


«Лик из Манопелло»

Туринская Плащаница

Ткань с изображением на ней во весь рост человека, похожего на канонический образ Иисуса Христа. Преподносится, как погребальный саван Спасителя. Способ нанесения изображения долгое время оставался загадкой.

Попытки его воспроизвести вышли спорными

Христианский мир с осторожностью высказывается о подлинности реликвии. Есть компромиссное мнение, согласно которому, Спас Нерукотворный и Туринская Плащаница — это одно и то же

Просто в Эдессе ткань складывали в несколько раз, так что оставалось видно только лицо. Исторически это возможно. Спас последний раз видели в 1204 году, а о Плащанице впервые сообщили в 1353 году.


Туринская Плащаница может быть тем самым спасом нерукотворным

«Собирая» Иисуса

Описание событий в Гефсиманском саду в Евангелии от Матфея дает ключ к загадке. Ясно, что черты лица Иисуса были характерны для семитов из Галилеи того времени. Таким образом, первым делом Ниву и его группе нужно было получить черепа из окрестностей Иерусалима.

Израильские археологи уже находили семитские черепа такого типа и предоставили их в распоряжение Нива. Подвергнув компьютерной томографии три хорошо сохранившихся образца времен Иисуса, Нив получил рентгеновские срезы черепов, выявляющие мельчайшие детали строения каждого из них. Затем специальные компьютерные программы переработали груды информации, полученной при измерениях толщины мягких тканей в ключевых точках человеческого лица. Так появилась возможность воссоздать мускулы и кожу, покрывавшие типичный семитский череп.

Наука

Как спят слоны?

На конечной стадии процесса специальная программа сравнивала результаты с антропологическими данными. На основе этих данных исследователи создали трехмерную цифровую реконструкцию лица, а затем и шаблон черепа. На него в соответствии с толщиной тканей, определенной компьютерной программой, было наложено несколько слоев глины и имитация кожи. Форма носа, губ и век определялась строением соответствующих мускулов.

Икона «Спас нерукотворный» в чем помогает

Икона «Спас нерукотворный» считается одним из самых первых христианских изображений, на котором увековечили лик Иисуса Христа

Значение этого образа очень важно для православных верующих, его нередко приравнивают по значению к кресту и распятию. Верующие всегда интересуются значением этой иконы, а также от чего защищает икона «Спас нерукотворный»

История святого Лика

Образ Христа «Спас нерукотворный» имеет особо значение для иконописи. Эта икона имеет два варианта создания — на платке (Мандилиона), на плите (Керамион). Легенда появления образа гласит, что в своем время царь Авгарь заболел проказой и попросил Иисуса исцелить его. Спаситель написал ему ответное письмо, но излечение не наступало.

Поэтому Авгарь отправил своего слугу, чтобы тот нарисовал портрет Иисуса. Видя неудачные попытки художника, Сын Божий попросил принести ему чистое полотенце и воду. Умывшись, он запечатлел свое отражение на куске ткани. Когда слуга царя возвращался домой, он остановился на ночь в городе Иераполь и спрятал платок с ликом Христа в куче камней. Наутро на одном из них отпечатался образ Спасителя. Когда царь Авгарь прикоснулся к святому Лику, исцеление больного произошло сразу же.

Мандилиона и Керамион были доставление в Константинополь, а по истечению продолжительного времени попали и на территорию Руси. Образ Иисуса на платке имеет немного большее значение, чем на черепице. Но помощь обязательно приходит ко всем, кто молится перед этим чудотворными изображениями.

«Спас нерукотворный», значение иконы

Этот чудотворный лик Христа имеет несколько особенностей:

  • именно эта икона является обязательным элементом программы обучения иконописцев и их первой самостоятельной работой;
  • это единственное изображение Иисуса Христа с нимбом, замкнутого типа. Это символизирует гармонию и завершенность мирового устройства;
  • симметричность изображения лица Спасителя. Только глаза слегка скошены на бок для более живой картины. Симметрия иконы означает симметричность всего, что создает Господь;
  • святой Лик не выражает страдание или боль. В нем читается спокойствие, равновесие и чистота, свобода от всяких эмоций. Этот образ часто ассоциируют с понятием «чистая красота»;
  • на иконе изображен портрет Иисуса Христа, одна его голова без плеч. Эту особенность трактуют по-разному. Голова еще раз подчеркивает главенство души над телом, а также напоминает, что главным в церковно жизни остается Сын Божий.

Икона «Спас нерукотворный» — это единственное изображение лица Спасителя. Все остальные святые Лики демонстрируют Его в движении и во весь рост.

О чем молятся иконе «Спас нерукотворный»:

  • об исцелении от тяжелых болезней;
  • для получения милости себе и своим близким;
  • чтобы укрепить физические и духовные силы;
  • для избавления от глупых мыслей и жизненных бед;
  • чтобы получить помощь в решении проблем и найти правильный путь.

Перед началом прошения о помощи Спасителя, возле его образа необходимо покаяться и обязательно прочесть молитву «Отче наш».

Популярные статьи  Камни по знакам зодиака и дате рождения

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о нерукотворном образе Спаса:

Самые известные энкаустические иконы

Среди наиболее ценных и известных старинных иконописных произведений, выполненных в энкаустической технике, — Христос Пантократор, Святой Сергий и Вакх, Мученик и Мученица, Апостол Петр и некоторые другие. Ознакомимся подробно с самыми яркими и знаменитыми примерами.

Христос Вседержитель в Синае

Христос Вседержитель, или Христос Пантократор — это самая древняя и известная в мире энкаустическая икона, которая хранится в Синайском монастыре. В середине шестого столетия она была создана в древнем городе Константинополе. Император Юстиниан передал ее в дар монастырю.

Богородица с Федором и Георгием в Риме

Полное название это древней иконы — Богородица с Младенцем (на престоле, с предстоящими ангелами) Она была создана в конце седьмого века. До сегодняшних дней хранится в Риме, в Базилике Санта Мария ин Трестевере.

Очень напоминает византийское произведение под названием Богоматерь с младенцем и святыми Феодором и Георгием, которое хранится в монастыре Святой Екатерины на Синайской горе. Однако в этом варианте отсутствуют образы святых воинов. Восседающую на троне Богородицу окружают два ангела — Федор и Георгий. На ней надета роскошная туника, украшенная жемчугом. А на голове красуется царский венец.

Богоматерь — Царица Небесная

Одна из наиболее почитаемых икон Божьей Матери. Это канонический образ, изображающий ее в виде молодой девушки с покрытой головой. На головном уборе и плечах Богородицы изображены три звезды. Они являются символами ее девичества до рождества, при рождестве, а также после рождества Христового.

Свв. Сергий и Вакх в Киеве

Энкаустическая икона Святые Сергий и Вакх написана неизвестным константинопольским мастером в седьмом столетии. Из монастыря Святой Екатерины на горе Синай она была переправлена в киевский Музей искусств имени Богдана и Веры Ханенко в 1940 году, где и хранится до настоящего момента.

Святые воины Сергий и Вакх изображены по пояс. Они облачены в белые хламиды и коричневые хитоны. У каждого не шее надето тяжелое ожерелье из золота, украшенное инкрустацией из драгоценных камней без гранения краев. В верхних углах присутствуют имена святых. Их лица имеют очень бледный тон, однако они обрамлены контрастирующими темными завитками волос, которые спускаются ко лбам. Глаза широко раскрыты, взгляды лишены всяких эмоций. На головах святых надеты круглые ровные нимбы. Между ними в верхней части помещен святой лик Христа, изображенный на медальоне. У Иисуса характерные длинные волосы и борода заостренной формы. В правой руке каждый святой держит крест.

Христос и св. Мина в Лувре

Икона Христос и святой Мина хранится в Париже, в знаменитом музее Лувр. Это самое древнее произведение с изображением Мины Котуанского, также известного, как Фригийский. Это великомученик и один из наиболее почитаемых святых, который считается покровителем купцов. Египтянин, который при жизни служил воином во фригийском городе Котуане. Был обезглавлен судом жестокого правителя Пирра за исповедование своей веры.

Епископ Авраам в Берлине

Это знаменитая коптская икона шестого столетия, которая хранится в Государственном Музее Берлина. Относится к византийской культуре. На ней изображен седобородый епископ Авраам в круглом золотом нимбе. Он был преподобным христианским подвижником, епископом в городе Карра.

В поисках мастера

Глубина замысла не оставляет сомнения, что двусторонняя икона задумана выдающимся иконографом. При этом живопись на двух сторонах удивляет разницей манер исполнения. Обе характерны для конца XII века, но контрастируют между собой. Лик Христа написан в идеально-гладкой манере с доминирующей правильной геометрией всех основных форм. 

Алексей Лидов

Тип лица характерен для комниновского периода византийской иконописи (от имени основной правящей императорской династии XI-XII веков), с аскетичным обликом, удлиненным овалом, тонкими чертами лица, заостренным носом, артикулированным рисунком глаз и бровей

Обращает на себя внимание почти орнаментальная раздваивающаяся борода и прочерченные золотыми линиями волосы, уложенные в идеально правильную прическу. При сравнении с собственно византийскими, в первую очередь константинопольскими, образами возникает впечатление некоторой нарочитости художественного решения, негреческой декоративности всех форм, что говорит скорее о древнерусском, чем византийском вкусе. 

Это древнерусское начало в изображении на обороте выражено гораздо ярче. С большой вероятностью этот образ писал местный новгородский мастер. На новгородское происхождение мастера указывают также и характерные особенности надписей, отсылающих нас к новгородскому диалекту – например, написание «ц» вместо «ч» и ряд других деталей

Обращает на себя внимание назидательная конкретность образов и упрощенно-экспрессивный стиль, чуждый константинопольских изысков и рассчитанный, при всем выдающемся мастерстве исполнителя, на яркость и доходчивость. 

Этому стилю можно найти аналогии в росписи церкви Спаса на Нередице 1199 г., над которой трудился целый ряд совершенно разных по своим эстетическим установкам художников (примеры их искусства сохранились до сегодняшнего дня только в небольших фрагментах, а до гибели во время Великой Отечественной войны эти образы можно было увидеть в идеальной полноте). С большой вероятностью один из мастеров, работавших в церкви Спаса на Нередице в 1199 году, был автором и оборота иконы конца XII века. Нельзя исключить, что этим мастером мог быть иконописец Олисей Гречин, усадьбу которого около сорока лет назад раскопала Новгородская экспедиция. При этом была обнаружена целая серия связанных с ним уникальных берестяных грамот. 

Святая Земля в храме – и можно ли ходить ногами по образам

Однако в гипотезах и предположениях надо быть осторожными. Мы, честно говоря, до сих пор не очень понимаем, как существовала художественная среда в Новгороде и что из себя представлял этот мастер, о жизни которого мы знаем больше, чем о любом другом средневековом художнике: археологи раскопали его усадьбу, нашли берестяные грамоты, написанные его рукой, нашли письма к нему, в том числе с уникальными заказами на иконы. 

Прозвище мастера – Гречин (грек) – явно указывает на его связь с Византией. Опять-таки, не очень понятно, в чем эта связь заключалась. Вполне объяснимо желание исследователей, которые хотят связать эту икону «Спас Нерукотворный и Поклонение Кресту» именно с творчеством Олисея Гречина, обрести редкого мастера с точно известным произведением. Но данных, прямо подтверждающих это, у нас нет, и мне кажется, лучше оставить версию на уровне предположения и гипотезы, чем дальше умножать догадки там, где пока нет неопровержимых доказательств и несомненных фактов. 

Популярные статьи  Молитвы спиридону тримифунтскому

На данный момент мы можем быть уверены в том, что эта икона Спаса Нерукотворного с Поклонением Кресту на обороте относится к концу XII века, происходит из Новгорода и с большой вероятностью мастер или мастера, написавшие эту икону, – выдающиеся художники своего времени, принимавшие участие в росписи церкви Спаса на Нередице. 

Аргумент в борьбе с иконоборцами

Помещенный на лицевой стороне образ Спаса Нерукотворного в греческом мире назывался «Агион Мандилион», и его можно назвать протоиконой, поскольку он дал начало всей традиции иконописания. Название иконографии говорит само за себя – образ возник нерукотворно, как чудо, сотворенное Самим Христом. Когда в VIII веке подняло голову иконоборчество и некоторые византийские императоры вместе со своим церковным окружением стремились отказаться от поклонения иконам, существование этого образа стало одним из главных аргументов иконопочитателей. 

С этой иконой связана знаменитая легенда о царе Авгаре. Это был первый земной правитель из далекого восточного царства в городе Эдесса (сейчас на территории Турции), который уверовал в Христа, согласно преданию, еще во времена Его земной жизни. Однажды Авгарь заболел и послал своего слугу к Спасителю с просьбой прийти и исцелить его, а также попросил посланника, умевшего рисовать, сделать портрет Христа. Но как ни старался художник, ничего у него не получалось. Тогда Христос велел принести воды и полотенце, умыл лицо и вытер его полотенцем, на котором отобразился Его лик. Этот плат, как Свое благословение, Он послал царю Авгарю. Царь исцелился, а плат стал главной христианской реликвией города.

«Царь Авгарь с Нерукотворным образом Христа». X в. Монастырь Святой Екатерины на Синае

Кроме иконографии Мандилиона, изображения Спаса Нерукотворного на плате (убрусе), существует еще «Керамидион» («Святое Чрепие») – изображение образа на черепице. Чудотворная копия возникла, когда спрятанный и заложенный черепицей образ чудесным образом проявился на этой керамической плите. 

Уже в X веке, в 944 году, Мандилион – одна из самых важных реликвий всего христианского мира – был выкуплен за огромные средства у мусульманских правителей Эдессы императором Константином Багрянородным и был торжественно доставлен в Константинополь. Перенесение Эдесского образа Спаса Нерукотворного в Константинополь в 944 году стало важным христианским праздником, который отмечают на следующий день после Успения Богоматери.

Образ Христа из пустыни Негев – что значит эта сенсация и при чем тут Зевс

В византийской традиции это не просто икона, а основополагающий образ, возникший без вмешательства человеческих рук. Многовековая традиция иконописания ведет свою историю именно от этого великого чуда, уподоблявшего каждого иконописца Христу и делавшего его труд священным занятием.

На эдесском Плате, реликвии, хранившейся до разграбления города крестоносцами в императорской церкви Богоматери Фаросской, образ Христа был почти неразличим. На новгородской иконе он представлен кристаллически ясно, занимая практически все пространство почти квадратной доски. При этом Лик вписан в идеальный круг крещатого нимба, делающего образ в целом похожим на эмблему – не случайно это наиболее часто воспроизводимое изображение данного иконографического типа. 

Все второстепенные детали, включая изображение ткани плата и даже надписание образа, отсутствуют, хотя вероятно, что надпись была на позолоченном окладе, от которого остались только следы маленьких гвоздиков, которыми тонкие пластины оклада крепились к доске. Интересно, что и на реликвии Плата в византийской столице лик Христа был обложен золотыми пластинами, о чем нам сообщают поздние инвентарные описи. 

Икона «Успение Пресвятой Богородицы» – описание

На образе представлен переход (успение) Божьей Матери из мира живых на небеса. Этот эпизод четко описан в Библии, где рассказано, что она долгое время обращалась к Господу с молитвами, прося забрать ее на небо. Однажды к ней пришел Гавриил и сообщил, что вскоре она обретет покой. В час ее успения появился божественный свет, окружающий смертный одр. Икона «Успение Пресвятой Богородицы», значение которой для верующих огромно, присутствует практически во всех храмах.

Кто изображен на иконе Успение Пресвятой Богородицы?

Образ уникален тем, что на нем уместились практически все моменты, указанные в рассказе об Успении. Иконография «Успения Пресвятой Богородицы» включает следующие детали:

  1. В центре представлен одр, на котором находится тело Божьей Матери. В большинстве образах он накрыт материей багряного цвета, который указывает на царское достоинство Царицы Небесной. О величестве Богородицы свидетельствуют и сандалии пурпурного цвета.
  2. Икона «Успения» изображает апостолов, которые расположились вокруг одра. Количество предстоящих фигур зависит от размера образа, но при этом обязательными участниками является Петр (у него кадильница, которой он окуривает ложе) и Иоанн (оплакивает Богородицу). Еще вместе с апостолами могут изображаться люди, которые имеют связь с Божьей Матерью.
  3. Перед ложем чаще изображена свеча. На некоторых иконах на краю постели можно увидеть отрубленные запястья, а рядом с одром и самого человека с искалеченными руками. Это Афоний, предпринявший попытку опрокинуть одр, но его остановил ангел с мечом.
  4. За ложем стоит Спаситель, который окружен огромным нимбом, символизирующим божественную славу. В руках он держит упеленанного младенца, который олицетворяет душу Божьей Матери.
  5. На некоторых иконах «Успения Пресвятой Богородицы» можно увидеть еще одну деталь – свободное поле в верхней части образа, которое покрыто облаками, и на них фигуры людей и ангелов. Иконописцы так представили апостолов, которые не смогли прибыть в Иерусалим для прощения.

Древние иконы «Успения»

Изображение смерти Богородицы было очень древним, ее композиция была разработана примерно в IX веке. В это время церковь переживала важные времена, поскольку происходила фиксация самых значимых богословских положений. В этот же период был сформирован и введен праздник Успения с его традициями и правилами. Изначально икона «Успение Богородицы» была лаконичной и малофигурной, но со временем образ был раскрыт более четко.

Популярные статьи  Оберег исполнения желаний. как правильно завязать красную нить и надевать браслет?

Икона Спас Нерукотворный: значение, в чем помогает

Необыкновенная история иконы

  • Существует легенда, которая гласит, что необычным образом икона эта создавалась.
  • Называется икона “Нерукотворной” потому, что написана была не рукой человека, а очень чудным способом.
  • Однажды царь Авгарь заболел серьезно, у него проказа была обнаружена.
  • Чтобы исцелиться от нее, царь послал своего слугу к Иисусу. В ответ, Иисус письмо направил с исцеляющими словами, но они не помогли.
  • Тогда Авгарь отправил художника написать икону с Иисуса. Но и это сделать не удалось. Художник не понимал, почему его руки отказываются слушаться.
  • Тогда Иисус решил во что бы то ни стало помочь больному царю и позвал к себе его слугу. Но придти он должен был с водою и чистым полотенцем.
  • Слуга пришел, Иисус умылся, промокнул свое лицо полотенцем, и на нем отпечатался лик Христа.
  • В дороге Авгарь задремал возле кучи камней, в которых и спрятал священное полотенце. А наутро он обнаружил, что лик Христа и на камне отпечатался.
  • С этим полотенцем и камнем пришел к царю Авгарю слуга.
  • К всеобщему изумлению полотенце помогло справится царю с проказой.
  • С полотна того много списков сделано было и найти их можно во многих храмах нашей страны.
  • Смотрит с иконы на нас Иисус с замкнутым нимбом позади него, причем на иконе изображено только лицо Христа крупным планом.
  • Это единственная икона, где изображено только лицо Спасителя нашего. На других он в полный рост изображен.

Как звучит молитва перед иконой Спас Нерукотворный?

  • Православный вариант молитвы мы оформили в виде картинки и разместили в тексте нашей статьи.
  • Вы можете его лично лицезреть.
  • Можно и своими словами сформулировать просьбу к Господу и иконе Спас Нерукотворный.
  • Можно вот как свою молитву сказать: “Христос Спаситель, прошу о помощи я тебя. Не оставь меня наедине с горюшком моим и помоги исцелиться мне от недуга проклятого. Одолела болезнь меня (можно назвать какая именно). Позволь мне погостить на этом свете еще хоть немного. Не дай рано помереть. Аминь! Аминь! Аминь!”

В каких неприятностях она выручить может?

  • Если вы на пути решения сложного вопроса и не знаете, как правильно поступить, то попросите помощи у иконы “Спас Нерукотворный”.
  • Коль духом ослабели вы, то и в этом случае к Спасу Нерукотворному обратиться можно.
  • При самых тяжелых заболеваниях он помогает.
  • Если мысли на вас нападают злобные и греховные, то с помощью молитвы перед этой иконой можно в миг всех их прогнать.
  • Милости и снисхождения у Христа, изображенного на этой иконе, можно для себя и своих близких людей.
  • Если физические силы вы чувствуете, что теряете, то и с этой бедой к Христу придти можете.

Какое имеет икона Спас Нерукотворный значение в чем помогает она и чем от других икон отличается, вы, благодаря нашей статье, узнали, и мы надеемся, что Господь вас в трудный час не оставит.

Внешний вид иконы Спаса Нерукотворного

Исторические документы сохранили после наших дней описание божественного лика, который хранился царём Авгарем. Ватин натянули на основу из дерева. Удивительно, что Спас Божественный является единственным образом, изображающим Иисуса в виде человеческого существа, делая упор на его человеческой природе.

А на всех прочих изображениях Христос изображён уже с элементами церковной атрибутики или же выполняет определённые поведение. А на образе Спаса можно лицезреть облик Иисуса, причём возлюбленный не является «видением» автора, а представляет собой реальный образ Господа.

Чаще чем) встречаем изображение Спаса на убрусе – образ Спасителя, изображённый держи фоне полотенца со складками. В большинстве своём плат имеет снежнобелый цвет. В некоторых случаях лик изображают на фоне кладки изо кирпичей. А в ряде традиций полотенце придерживают по краям парящие в воздухе ангельские существа.

Лик уникален своей зеркальной симметричностью,  в которую не вписались лишь моргалища Спасителя – они чуть-чуть перекошены, что добавляет мимике лица Иисуса большей одухотворённости.

Оглавление Нерукотворного Спаса, который находится в городе Новгород, представляет собой мера античного воплощения про идеальную красоту. Кроме совершенной симметрии большого значения в этом месте уделяют полному отсутствию эмоций – возвышенной чистоте, душевному спокойствию Спасителя, которые как будто заряжают всех, кто обращает свой взор на его икону.

Какими судьбами образ означает в христианстве

Сложно переоценить, что обозначает лик Нерукотворного Спаса – тем не менее его удивительное возникновение само по себе представляет достаточно значимый соображение в пору борьбы с иконами. В действительности именно образ является главным подтверждением того, что-что лик Спасителя можно изображать и использовать в качестве святыни и молиться ему о своих просьбах.

Сохранившийся сверху полотне отпечаток представляет собой главный тип иконографии, напоминающий насчет божественное начало иконописи. Это мастерство изначально обладало также описательной функцией – истории с Библии начинали оживать перед очами первых приверженцев христианства. За исключением того, раньше практически не было книг, даже знаменитого Священного Писания, представлявшего на вывеску большую редкость в течение длительного времени. Поэтому вполне логично, ровно верующие очень хотели обладать зримым воплощением Спасителя.

Тот но факт, что на иконе изображается лишь лицо Иисуса призвано подсказать христианам, что они могут спастись исключительно, если установят личные счеты с Христом. А если это не произойдёт – никакие из церковных обрядов отнюдь не смогут пропустить верующего в Царство Небесное.

На образе Иисус смотрит явственно на зрителей – он словно призывает каждого, кто обратит в него свой взор, последовать за Собой. Процесс созерцания образа Спаса Нерукотворного позволяет уяснить истинное значение жизни в христианстве.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: