Благочиние

Содержание правила

Молитвы, отобранные для конкретных случаев, собранные в устоявшемся порядке, называются «правилом». В самом слове содержится указание на обязательность этого чтения : на то и правило, чтобы его исполнять!

Утреннее

Пробудившись и встав с кровати, следует прочесть:

Преподобный Серафим Саровский считал непрестанную молитву первой необходимостью для любого человека.

Однако, некоторым людям, в особенности, новоначальным христианам, запоминать обширные тексты на церковнославянском языке довольно сложно. Учитывая это, святой составил краткое правило для людей, живущих мирской жизнью.

Исполняя сугубый молитвенный подвиг, прп. Серафим молился 1000 дней и ночей на камне в лесной глуши.

В него вошли молитвы, тексты которых известны всем православным воцерковленным христианам. В силу краткости и общеупотребительности, их несложно запомнить. Тем не менее, регулярное их чтение святой  почитал делом в высшей степени душеполезным. Эти молитвы иногда называют еще «Серафимовым правилом».

Интересный фактСам святой Серафим Саровский был, как известно, великим молитвенником: он провел тысячу дней в непрестанной молитве, стоя на коленях на большом валуне, а позднее затворился более чем на 10 лет.

Днем

С утра до середины дня, выполняя разную работу, следует произносить Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (грешную)!»

Если такой возможности нет, например, вокруг люди, то следует просто повторять про себя сокращенный ее вариант: «Господи, помилуй!»

Перед самым обедом следует повторить молитвы из утреннего правила. После того и до самого вечера нужно произносить «Пресвятая Богородица, спаси мя, грешного! Если есть возможность остаться наедине с собой, то можно повторять: «Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного».

Ниже приведены полные тексты молитв краткого молитвенного правила для мирян.

Богородичное правило

Широко известно молитвенное правило, получившее название «Богородичного». Не нужно путать его с краткими молитвами для мирян, которые благословлял святой Серафим. Правило это в общем виде состоит из молитвы «Богородице Дево, радуйся», повторяемой 150 раз. После каждых 10 молитв читается по 1 разу «Отче наш» и «Милосердия двери». Также через каждые десять молитв добавляют прошения, соответствующие этапу в земной жизни Пресвятой Богородицы. Таким образом, вспоминают всю земную жизнь Царицы Небесной.

Ниже приведено полное Богородичное правило, которым молился священномученик Серафим (Звездинский). Сегодня Богородичное правило широко распространено в таком виде.

Если не получается исполнить

Если же по каким-то причинам строго придерживаться этого правила не получается, святой Серафим советовал таким людям просто читать эти молитвы про себя при всяком удобном случае: находясь в пути, лежа в постели, делая какую-либо монотонную работу руками и так далее.

О своем молитвенном правиле для мирян святой говорил, что тот, кто будет придерживаться его, может «достигнуть меры христианского совершенства, ибо означенные три молитвы — основание христианства: первая, как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв; вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Деве Марии, Матери Господа; Символ же вкратце содержит в себе спасительные догматы христианской веры».

Дни памяти

2

Январь
1833 года

День преставления св. прп. Серафима Саровского, по старому стилю. Утром почившего старца нашли стоящим на коленях перед образом Божией Матери Умиление.

Дни памяти преподобного Серафима по новому стилю празднуются 15 января (преставление, второе обретение мощей) и 1 августа (обретение мощей).

Молитва первая Серафиму Саровскому

О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любовь твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, уможившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Темже и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй, вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу Сил, да укрепит державу нашу, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу до скончания века. Аминь.

История Серафима Саровского: его духовный путь

Духовные труды Серафима Саровского примечательны не только случившимся с ним в детстве чудом. Он, уйдя в глухие леса и питаясь подчас только травой, сумел возродить на Руси «институт старчества», не слишком популярный после смерти его великого предшественника Нила Сорского двумя столетиями ранее.

Как и Нил Сорский, Серафим Саровский полностью отказался от стяжательства, проводил свои дни в аскезе (упражнении духа) и молениях, стал столпником (простояв однажды на «столпе» в виде огромного валуна или камня почти три года, более тысячи суток), но при этом не забывал помогать потянувшимся к нему христианам, мирянам со всей Руси. Из его наставлений таким паломникам и родилось его знаменитые и укрепляющие душу молитвенные правила для православных мирян.

Отшельник и старец Серафим Саровский твёрдо внушал всем приходящим к нему паломникам, что даже пребывающим в мирских ежедневных заботах людям, не только старающимся обустроить частную жизнь, но и не желающим при этом забывать о Господе, следует ежедневно творить хотя бы краткие молитвы.

Правило Серафима Саровского для православных мирян гласит, что есть молитвы, которые каждый православный должен повторять в течение суток, даже если у него нет возможности помолиться в храме. Верующий должен с утра повторить:

  • «Отче наш» ─ троекратно,
  • Обращение к Богоматери «Богородице, Дево». «богородичную молитву», ─ также три раза.
  • Прочесть православный «Символ веры».
Популярные статьи  8 годовщина свадьбы: как называется и что на нее дарят

Первые три молитвы коротки

По сути, начинать день с «Символа Веры», а также заканчивать им вечернее моление, это отличная проверка христианского духа в самом себе, прислушаться к своему настрой на жизнь в миру: всё ли, что ты собрался за день содеять, согласуется с важнейшим евангельским тестом?

Молитвенное правило

Серафим Саровский являл собой образец благочестия, одухотворенности и преданности вере Христовой. Поддерживал исключение излишеств как в пище, так и в быту. Считал важным принятие строгих ограничений, отказ от материальных благ. Саровский старец считал, что необходимо ежедневно выделять время на молитву. В любое время дня и ночи можно найти несколько минут для повтора трех простых молитв к Господу. Зачем читать утреннее и вечернее правило? Суть этих обращений сводится к тому, чтобы отпустить на время мирские заботы и стать духовно чище. Этот ритуал придает одухотворенность в суете дня, возвращает мысли к Богу в вере и в душе.

Ежедневное использование утреннего и вечернего правила молитвы несет колоссальную пользу для верующего человека. При этом даже самый занятой найдет время для повтора обращения к Спасителю. Основные действия соблюдающего утреннее и вечернее правила молитвы православного человека, сводятся к следующему:

1. После утреннего пробуждения верующему требуется получить благословение на наступивший день, чтобы дела спорились и день прошел легко. Утреннее молитвенное правило знаменует собой главенство веры в душе человека. То, что православный первым делом с утра обращается к Иисусу, говорит о том, что духовная жизнь для него в приоритете.

2. Произносить молитвы желательно у икон, зажечь свечи.

3. Последовательность чтения молитв должна быть строго соблюдена

Обратите внимание, что некоторые повторяются несколько раз

4

В течение дня важно помнить о Боге, обращаться к нему. Мирские заботы не должны отвлекать от пути души истинно православного человека

5. При желании и возможности повторите молитвенное правило в обеденное время. Достаточно найти тихое место, где можно расслабиться и углубиться в себя.

Серафим Саровский утверждал, что систематичное повторение утреннего и вечернего правил молитвы очищает душу, усмиряет грехи.

Молитва вторая Серафиму Саровскому

О великий угодниче Божий, преподобне и богоносне отче наш Серафиме! Призри от Горния славы на нас, смиренных и немощных, обремененных грехами многими, твоея помощи и утешения просящих. Приникни к нам благосердием твоим и помози нам заповеди Господни непорочно сохраняти, веру православную крепко содержати, покаяние во гресех наших усердно Богу приносити, во благочестии христианстем благодатно преуспевати и достойны быти твоего о нас молитвеннаго к Богу предстательства. Ей, святче Божий, услыши нас молящихся тебе с верою и любовию и не презри нас, требующих твоего заступления: ныне и в час кончины нашея помози нам и заступи нас молитвами твоими от злобных наветов диавольских, да не обладает нами тех сила, но да сподобимся помощию твоею наследовати блаженство обители райския. На тя бо упование наше ныне возлагаем, отче благосердый: буди нам воистину ко спасению путевождь и приведи нас к невечернему свету Жизни Вечныя богоприятным предстательством твоим у Престола Пресвятыя Троицы, да славим и поем со всеми святыми достопокланяемое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Зачем необходимо молитвенное правило

В Русской Православной церкви до сих пор существует практика – каждый день обращаться с молитвой к Всевышнему, даже если человек остается дома и не посещает храм. Такая молитва еще называется частной. Принято читать утренние и вечерние тексты, разнообразные последования и каноны. В целом, все это называется молитвенным правилом, которое тематически можно разделить на несколько частей.

Если следовать христианской традиции, исполнение этого правила – обязательное условие для полноценной жизни православного человека в вере к Богу. Молитвенное правило необходимо для исправления души прихожанина.

В православной церкви изначально отмечалась необходимость выполнения мирянами определенным молитвенных правил. Это традиция, которая насчитывает несколько веков. При этом многие современные проповедники и святые отцы, определяющие, каким должно быть поведение прихожан, считают, что сейчас можно допустить неформальное отношение к данному процессу.

Святитель Феофан Затворник писал, что правило не является существенной и определяющей частью молитвы, а только ее внешней стороной. Главным и основополагающим остается искренняя молитва ума и сердца, обращенная непосредственно к Всевышнему. Ее требуется возносить со славословием, прошением и благодарением за все, что было человеком получено от Господа. Только когда слова идут от сердца, молитву можно считать искренней и истинной. Если никаких душевных порывов нет, моление не получится, даже если человек целый день будет повторять священные тексты.

Молитвенное правило призывает мирян в течение дня обращаться к Господу с короткими молитвами, даже не посещая храм. Но это не означает, что священные тексты нужно просто бубнить или «вычитывать», как это делают некоторые православные. Определяющим становится необходимость христианина почувствовать молитву, ощутить потребность ее произнести, выстроить свою жизнь так, чтобы она стала нормой его духовной жизни.

«Вычитывание молитвы» не должно становиться препятствием к самой этой молитве. Конечно, многим тяжело вкладывать искренние чувства и мысли в тексты, написанные другими людьми. Однако, стоит осознавать, что молитвы были сложены святыми, жившими много веков назад. Это были люди, имевшие богатый практический опыт Богообщения. Поэтому если вдумчиво и внимательно отнестись к этим текстам, они смогут многое нам сказать о себе самих, при должном духовном стремлении можно усмотреть созвучность собственным чувствам, ощущениям, представлениям о мире.

Рассуждая о значении молитвенного правила, именно об этом пишет митрополит Антоний Сурожский. Он призывает мирян самим себе задавать вопросы. Определиться с тем, что я сам знаю о целомудрии, как представляю себе смирение, что такое для меня любовь, интересоваться многими другими подобными духовными вопросами. Если христианин начнет внимательно продумывать каждую такую мысль, то со временем ощутит родственную связь с теми святыми, которые составляли слова духовных текстов, выбрали именно их, чтобы выразить свой духовный опыт.

Популярные статьи  Онлайн сонник дома солнца

При этом все православные священнослужители подчеркивают, что никто не требует от верующего ограничивать молитву только чужими словами. В частности, об этом пишет Феофан Затворник. Он подчеркивает, что молитвенное правило призвано помочь человеку разобраться в себе, исправить свой внутренний мир, чтобы дисциплинировать душу, обрести в глубине себя готовность и желание во всем следовать за Спасителем. Например, в молитвах, относящихся к утреннему правилу, основополагающей темой становится обращение к Всевышнему с просьбой о помощи для любого благого дела, которое планируется совершить в этот день. Также следует просить укрепить дух и собственную веру, быть готовым ко встрече с Господом. Нужно помнить о том, что Евангелие сказано, что каждый человек должен бодрствовать, так как не знает, когда придет хозяин дома.

Правило преподобного Серафима Саровского для мирян в видео:

Испытания

В 39 лет он становится иеромонахом. Отец Серафим практически всецело посвящает себя молитве и может даже подолгу лежать неподвижно. Со временем, опять же с благословения настоятеля монастыря, он перестал принимать посетителей, тропинка к нему практически заросла, только дикие звери, которых он любил угощать хлебом, могли забредать туда.

Такие подвиги отца Серафима не нравились Дьяволу. Он решил наслать на него разбойников, которые пришли к нему и стали требовать у бедного старца деньги. Эти незваные гости практически до смерти избили Отца Серафима. Он был достаточно сильным, чтобы дать им отпор, но решил не проливать кровь, так как жил по заповедям, была сильна его вера в Господа. Денег они у него не нашли, а потому, устыдившись, ушли восвояси. Братия была просто шокирована, когда увидела раненого батюшку. Но врач старцу не понадобился, так как Сама Царица Небесная исцелила его, в очередной раз явившись к нему во сне.

Краткое житие

Прохор Мошнин (мирское имя преподобного) – уроженец Курска. Годом его рождения считают 1754. Отец Прохора – благочестивый купец Исидор, мать – Агафия. Прохор уже с детства был особенным: кротким, молитвенным. Печать избрания Божия на монашеский путь лежала на нем с раннего возраста. Известно, что мальчиком он упал с колокольни строившегося храма, но остался совершенно невредим. Это произвело огромное впечатление на его мать. Видимо, тогда она задумалась об особом пути сына – возможно, иноческом. Особенно укрепилась эта убежденность после чуда с Курской коренной иконой. Во время крестного хода с ней юный Прохор, тяжело болевший, получил исцеление.

В 1778 г. Прохор пришел в Саровский монастырь, где долго был послушником, а с 1786 г. принял постриг с именем, под которым он и будет известен всей России – Серафим. Скоро он был рукоположен в иеродиаконы, с 1793 г. стал иеромонахом. Монашеская жизнь Серафима отмечена печатью избрания Божия так же, как и его мирская жизнь.

Еще будучи послушником, он тяжело заболел водянкой, и был мгновенно исцелен пришедшей к нему Богородицей. Всего же явлений Пречистой “убогому Серафиму”, как он себя именовал, за его жизнь было 12.

Из диаконского служения Серафима известно, как однажды во время литургии он видел Самого Христа. Истинность видения удостоверил его духовный отец, опытный старец Иосиф. Однако, заповедал молодому иеродиакону оградить себя молчанием, чтобы избежать превозношения.

Но чудо следует за чудом в жизни этого удивительного монаха. С 1794 г. он ушел на уединенное подвижничество. Вне монастырских стен устроил пустыньку, развел огород, пасеку. Говорили, что к преподобному приходили дикие звери, даже медведь, кормившийся из его рук. Подвиги его тогда известны только Богу. Из известного людям можно сказать о столпническом подвиге – стоянии на камне 1000 дней, о трехлетнем подвиге молчальничества, взятого на себя о. Серафимом с 1807 г. С 1810 г. Серафим вернулся жить в обитель, но 15 лет жил затворником.

Иконография: Моление Серафима Саровского на камне. Датировки: XIX в. Иконописная школа или художественный центр: Россия. Материал: дерево, левкас, масло. Размеры иконы:  высота 17,5 см, ширина 14,5 см. Преподобный Серафим Саровский изображён в лесной гуще, молящимся стоя на коленях на камне. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

С 1825 г. о. Серафим вышел на старческое служение, стал принимать народ. Это его послушание продолжалось до 1833 г.

Уже при жизни многие почитали Серафима святым. Первые его жизнеописания стали появляться через несколько лет после смерти. Множились и свидетельства о чудесах.

2

Января
1833 года

Земной путь старца закончился. Накануне святой причастился за литургией, попрощался с братией, напутствовав:

В 1903 г. преподобный Серафим прославлен в лике святых.

Как читать молитвенное правило

Всех своих учеников, которые следовали за ним, паломников, которые приходили за благословением, и последователей, которые уже многие годы читают труды Саровского, старец учил одному — проводить регулярно время в общении с Богом, молиться и читать утренние и вечерние правила.

Статьи о других молитвах:

Святой советовал молиться каждый день, непременно с утра, начиная новый день с благословения. Если для христианина важен и необходим Господь, разве он не найдет времени для разговора со Всевышним?

Преподобный Серафим Саровский рекомендовал всем поступать следующим образом:

Встав утром, умывшись и одевшись, перед красным уголком, с зажженной свечой перед образами читать молитвенное утреннее правило. Оно состоит из:

«Отче Наш» — читается три раза;

«Песнь Богородице» — читается три раза;

«Символ Веры» — читается один раз.

  • В течение всего дня, занимаясь работой или делами по хозяйству, постоянно повторять про себя «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного/ую». Это можно делать вслух или про себя, в зависимости от окружения.
  • Перед принятием обеда следует повторить полностью утренние молитвы. Лучше всего делать это вслух в тихом месте. Если такой возможности нет, можно молиться про себя.
  • В течение остатка дня, после обеда, человек должен произносить вслух или про себя следующие слова «Пресвятая Богородице, спаси меня грешного/ую» и продолжать делать это до отхода ко сну.
  • Перед сном повторить утренние молитвы полностью и осенить себя крестным знамением.
Популярные статьи  Можно ли беременным ходить на кладбище и похороны

Совет! Святой Серафим рекомендовал делать это регулярно, каждый день, тем самым посвящая свое сознание полностью Богу и не забывая про Него ни на минуту. Если работа человека не позволяет ему постоянно повторять молитвы, то это можно делать в свободные минуты отдыха.

Старец Саровский говорил, что, молясь ежедневно таким образом, можно достигнуть совершенства христианского, насколько это возможно для грешного человека.

Все потому, что эти молитвы утреннего правила представляют собой основу православной веры:

  • первая дана Иисусом Христом и Самим Господом;
  • вторая принесена с неба Архангелом Михаилом Деве Марии;
  • третья включает в себя все основополагающие догматы православной веры.

Проговаривая их каждый день осмысленно, полностью погружаясь в смысл, можно расти духовно, постепенно меняясь и достигая действительно высокого роста духа.

Правило преподобного Серафима Саровского для мирян

Пророчества

Прозорливый старец мог предсказывать будущее. Так, он предсказал войну, революцию и расстрел Николая II и его семьи. Он предсказал и свою канонизацию. Но главное — он предрек возрождение России (начиная с 2003 года), что при всех тяжелых страданиях она станет великой державой, так как именно ее славянский народ стал хранителем веры в Господа Иисуса Христа. Именно Россия станем мировым лидером, ей покорятся многие народы, более сильного и могущественного государства на Земле не будет. Все, что предрекал святой отче Серафим Саровский, непременно сбывалось. А нам теперь остается только молиться Богу и святому старцу, чтобы и на сей раз сбылись все его пророчества.

Духовная жизнь и жесткая форма

Протоиерей Алексий Уминский: И вообще загонять духовную жизнь в какую-то жёсткую форму просто невозможно.

Протоиерей Максим Козлов

Протоиерей Максим Козлов: Да, и причём если человек живёт с ощущением, что исполнением этой формулы он спасается, этим он, право же, не будет отличаться от тех исполнителей закона, о которых апостол Павел пишет, что зря они уповают на исполнение закона, зря думают, что исполнением закона обретается спасение…

Протоиерей Алексий Уминский: …и в Евангелии Христос тоже обращает к ним самые жёсткие, самые негодующие слова.

Протоиерей Максим Козлов: Безусловно. Поэтому желательно соединение с церковной молитвой собственных молитвословий, — я бы даже шире сказал: некий творческий подход к тем текстам, которые мы имеем в молитвословах(1), при рассмотрении их как указания пути, а не как устава гарнизонной службы, который непременно нужно исполнить. Вот это было бы, наверное, более адекватным подходом.

Протоиерей Алексий Уминский: Мне очень нравятся слова, которые в своё время сказал о молитвенном правиле святитель Игнатий Брянчанинов. Он сказал, что человек не должен становится рабом молитвенного правила. Он сказал, что то, что Господь сказал о субботе, относится и к молитвенному правилу: не человек для правила, а правило для человека.

Вопрос: Иногда приходишь с работы и так устаёшь, что переключиться на молитву, чтобы прочитать её с душой, нет сил. Как Вы считаете, можно ли заменить её коротким правилом преподобного Серафима Саровского?

Протоиерей Максим Козлов: Думаю, что безусловно можно вспомнить слова преподобного Амвросия Оптинского: лучше покороче молиться, думая о молитве, чем молиться длиннее, и при этом думать, когда молитва закончится.

Единственное, к чему я бы призвал, — всегда быть честными перед Богом. Бывает, мы пришли, занялись домашними делами, у нас действительно нет сил больше чем на три-пять минут сосредоточено встать перед иконами и душу свою вознести к Богу. А иной раз мы пришли, сделали домашние дела, посмотрели телевизор, приятно выпили чаю, позвонили другу или подруге…

Протоиерей Алексий Уминский: …минут на сорок…

Протоиерей Максим Козлов: …приняли ванну. А потом очень хочется спать. И мы говорим что, ну, какая же тут молитва, и на Серафимово правило сил не находится уже… завтра на работу вставать… нет, никак не могу. И это будет уже не вполне честно. Главное — сохранять пред Богом искренность. Тогда на самом деле не будет проблемы выбора: когда-то действительно возможно сократить молитву, а когда-то нужно иметь мужество к тому, что мы называем правилом.

Как читать молитвенное правило

Существует особый порядок, как читать молитвенное правило Серафима Саровского. Преподобный призывал всех мирян следовать ему, если они стремятся вести праведную жизнь, быть искренними православными. Читать молитвенное правило преподобного Серафима Саровского требуется следующим образом:

  1. День начать с чтения утренних молитв. Для этого мирянину требуется встать перед иконами, осенить себя крестным знамением и поблагодарить Всевышнего. Затем начинать читать утреннее молитвенное правило Серафима Саровского.
  2. Если женщина читает молитву дома, обязательно должна надеть платок. Это же касается девочек, которых привлекают к православной вере. Мальчикам и мужчинам, как и в храме, разрешается молиться без головного убора.
  3. После завершения чтения молитвенных правил попросить у Бога благословения на начинающийся день. После этого идти на работу, учебу или по другим мирским делам.
  4. В вечернее время поблагодарить Всевышнего за прожитый день, прочитав вечернее молитвенное правило Серафима Саровского, а также молитву «Да воскреснет Бог». В конце осенить крестным знамением все четыре угла комнаты и только после этого отправляться спать.

Преподобный Серафим Саровский отмечал, что миряне должны не забывать на протяжении всего дня, как только выдастся свободная минута, обращать молитвенные слова к Господу, пусть даже совсем короткие. Во время работы, в дороге достаточно произносить: «Помилуй мя грешного» или «Помилуй меня грешную». Это необходимо, чтобы человек не забывал о необходимости вести праведную и честную жизнь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: