Кто такой монах схимник и чем он отличается от инока

Монашеская община

История схииеромонаха Ефрема в Кузьмичах началась в 2006 году, когда его перевели туда из Рославля, чтобы возглавить сельский приход. Предыдущие священники там почему-то не задерживались, и тогдашний епископ Смоленский и Калининградский, а ныне патриарх Московский и всея Руси Кирилл, предложил это место иеромонаху рославльского монастыря отцу Ермогену, так звали отца Ефрема до пострижения в Великую схиму в апреле 2014 года.

Отец Ефрем уже бывал в Кузьмичах и согласился. Когда он впервые приехал в деревню, местные напрямую спросили его, надолго ли он. Он прямо ответил: «Я думаю, что навсегда».
С появлением нового батюшки в деревне жизнь потекла совсем по-другому. Отец Ермоген приехал в Кузьмичи не один, за ним потянулись люди, ищущие Бога, которые мечтали стать монахами.

–  Он принимал всех, после общения с ним многие бросали пить, с ним люди обретали стабильность и надежду на лучшее, не задерживались у него только те, кто так и не смог отказаться от общения с «зеленым змием». Батюшка очень располагал к себе, люди шли к нему со своими вопросами и проблемами днем и ночью, он принимал всех, никому не отказывал, он был очень образованным и мог помочь по разным проблемам».

Поначалу местные жители были немного шокированы, когда видели в поле монахов и монахинь в длинных одеждах, которые возделывают землю, ухаживают за скотом, но вскоре привыкли. Отец Ермоген со своей общиной стали неотъемлемой частью повседневной жизни в Кузьмичах.

Пострижение в великую схиму

Самая последняя и высшая степень монашества. Монах, который принял великую схиму — великий ангельский образ, называется схимником или схимонахом. Пострижение в этот раз совершается дольше и более торжественно, чем пострижение в малую. При этом пострижении
монах снова даёт особые обеды и ему снова меняют имя (благодаря этому у монаха увеличивается число небесных покровителей). Можно сказать, что обеды великой схимы являются повторением обетов второй стадии, то есть малой схимы, но при этом их надо ещё более тщательно и строго соблюдать.

Жизнь схимонаха

Те, кто прошли все три стадии и теперь являются схимниками имеют особый жизненный уклад, отличный от остальных монахов и послушников. Обычно они живут отдельно и занимаются только служением и духовничества, другими послушаниями они не занимаются.

Голубые глаза

Но, несмотря на всю активную хозяйственную деятельность, отец Ефрем стал известен в Кузьмичах и далеко за его пределами не из-за нее, а за свое служение Богу. Его церковь стала местом паломничества сотен людей из Смоленска и других регионов России. Мужчины и женщины, молодые и старые – все несли к нему свои беды и горести, а уходили от него с советом и надеждой, с непоколебимой верой в лучшее.

Самые активные прихожане объединились, и стали вместе помогать своему духовному отцу. Из всех, с кем удалось поговорить, люди отмечали, что у отца Ефрема были очень выразительные голубые глаза, в которых люди словно видели ответы на свои еще не заданные вопросы. Все прихожане в один голос говорят, что этот человек кардинально изменил их жизнь.

«В жизни бывают такие периоды, когда наше кажущееся всесилие разбивается о стену непреодолимых преград, болезней или других скорбей, именно в такие моменты люди начинают искать спасения, так и меня Бог привел в Кузьмичи,  – рассказывает жительница Смоленска Ирина Щедрова. – Поначалу я не знала, что делать, что спросить у батюшки. Все мы поначалу такие верующие наполовину, человек не может прийти к Богу, если не увидит отблеск божьей любви в глазах другого человека».

Именно таким, по рассказам прихожан, был отец Ефрем. Он был готов терпеливо выслушивать рассказ о проблемах каждого пришедшего к нему человека, дать ему совет.  После общения с ним люди обретали неподдельную радость и душевное спокойствие, разрешали самые сложные проблемы и снова возвращались в Кузьмичи.


Отец Ефрем на ступенях храма. Фото из личного архива прихожан церкви

«Если человек плачет, значит, у него душа плачет, а я для того и живу, чтобы душа не плакала», – вспоминает слова отца Ефрема Ирина Щедрова. – Он говорил, что людей разгружать надо, старался взять на себя частичку того груза, который мы, грешные, нести не могли

Он говорил, что людям нужно тепло и внимание, потому что они заброшенные и одинокие

У него бывали очень многие люди, многих он даже не мог запомнить в лицо, но молился за каждого. Благодаря ему люди избавлялись от своих проблем и возвращались в Кузьмичи, чтобы поблагодарить батюшку. Он не мог вспомнить всех, но всегда шел и молился, благодарил Бога.

«За несколько часов до смерти он звони мне, давал распоряжения по рукоположению, а между тем, спрашивал, как мой насморк и простуда, – вспоминает Ирина Щедрова. – Он интересовался такой мелочью, а ему самому оставалось жить несколько часов».

Великая схима

Великая схима декларируется как совершеннейшее отчуждение от мира для соединения с Богом. Монах, принявший великую схиму, иначе — великий ангельский образ, называется схимона́хом, или схи́мником. Пострижение инока в великую схиму совершается торжественно и дольше, чем в малую .

Популярные статьи  Какого числа родительские дни в 2021 году

Схимник даёт особые обеты, при этом ему снова изменяют имя. Притом, следует отметить, инок получает ещё одного святого покровителя (то есть после каждой перемены имени за него перед Богом ходатайствует всё больше святых).

Обеты великой схимы в сущности являются повторением обетов малой схимы, но, вслед за повторением, обязывают к ещё более строгому их соблюдению.

В русских монастырях схимники обычно живут отдельно от другой братии и не занимаются никакими послушаниями, кроме служения литургии и духовничества. Епископы-схимники слагают с себя управление епархией, монахи-священники освобождаются ото всех обязанностей.

Облачение схимника: ряса, аналав (особый параман), куколь (остроконечная шапочка с крестами), мантия, чётки, сандалии, пояс, хитон.

В древности схимонахи жили отшельниками. Не имея возможности поселиться в настоящей пустынной местности вдали от людей, чтобы посвящать все помыслы единому Богу, схимники вместо отшельничества давали обет вселения в затвор — обязательство закрыться в одинокой пещере как в гробу и, тем самым, полностью умереть для мира, оставаясь с единым Богом, — они и стали именоваться монахами великой схимы. Впоследствии затвор перестал быть обязательным обетом для схимонахов.

Рясофор

Чтобы человек доказал свою твёрдость намерений, на первой стадии его постригают в рясофор. Это самая начальная и первая стадия
, через которую должны пройти все послушники, чтобы стать схимниками. Термин «рясофор» обозначает «несущий рясу». Ряса — это длинна одежда, с очень широкими рукавами, она обычно застёгивается на вороте или поясе и имеет чёрный цвет.

После обряда у послушника начинается испытательный срок, который может продлиться довольно длительное время, а готовность монаха
перейти на следующую стадию определяет настоятель его обители. В течение всего этого срока послушник ещё может вернуться в обычную жизнь и при этом не последует никакого церковного наказания.

Инок не может принять великую схиму

Высшая степень монашества — это великая схима. Чем отличается малая и великая схима указана в Положении РПЦ о монастырях и монашествующих. Согласно ему под великой схимой понимается полнейшее отчуждение от мира для соединения со Христом.

Иначе она называется великий ангельский образ. В просторечии схимонах называется схимником. Схимником инок не может стать, не приняв перед этим малую схиму.


Монах, принявший великую схизму в полном облачении. Великая схизма — это высшая ступень монашества

Во время принятии великой схимы монашествующий принимает особые обеты и вновь меняет имя. Таким образом, у него появляется второй святой покровитель. В русских православных монастырях великосхимники обычно живут отдельно от других монахов и кроме непрестанной молитвы не занимаются никакими иными послушаниями. Все принявшие великую схиму стремятся жить в затворе, вне контакта с другими людьми.

Великий схимник облачается в особую одежду: подрясник, рясу, аналав (особый род парамана), куколь (остроконечную шапочку с крестами), мантию, сандалии, пояс и хитон, он также носит чётки.

В современной практике Русской Православной Церкви великая схима — явление весьма редкое: в неё, как правило, постригают престарелых или тяжелобольных монахов, которые не несут обычных монастырских послушаний.

Что такое православное монашество

Монашество как отдельный вид христианской жизни оформился к 4 веку в Египте. К этому времени стали появляться первые монашеские общины. Живущие в них христиане ведут иноческий образ жизни, то есть иной, отличный от остальных верующих. Это отличие заключается как во внутренних изменениях (постоянная молитва, смирение), так и во внешних атрибутах. Таких, как одежда монаха.

Для каждого верующего человека свойственно задумываться о своей духовной судьбе. Христианин должен самостоятельно выбрать путь ко спасению. Не может быть одинакового пути для всех.  Здесь должны учитываться особенности каждого человека, его призвание и духовные силы. Это может быть супружеская жизнь в христианском браке или целомудренная безбрачная жизнь. Оба пути признаны Церковью одинаково спасительными для человека.

Православные монахи

Кто такой монах-схимник

Монаха, принявшего «великий ангельский образ», называют схимником.

Внешний вид

Все одежды монаха предназначены для духовной борьбы (брани) с миром, плотью и дьяволом.

Они являются всеоружием Божьим:

  1. Власяница, или хитон, является напоминанием клятвы нестяжания.
  2. Параман — небольшая четырехугольная плащаница , носимая на спине (хребте), на которой изображены восьмиконечный православный крест, Адамова голова и орудия Христовых страданий. Надпись гласит: «Азъ язвы Господа моего Iисуса Христа на тѣлѣ моемъ ношу «. Ношение этого плата постоянно напоминает о кресте, который взял на себя монах.
  3. Ряса (риза радования) — напоминает об обете послушания.
  4. Пояс кожаный знаменует подпоясание силой истины, обновление духа и умерщвление плоти.
  5. Мантия (паллий) знаменует охраняющую монаха силу Божию, а само облачение называется ангельским.
  6. Клобук (наглавник) — это шлем, который монах, словно воин, надевает для защиты от врагов (искушений) как надежду на спасение. Этот головной убор снимается на шестой день после пострижения. Новопостриженного из храма переводят в келью.
  7. Сандалии знаменуют готовность инока на всякое дело благое и послушание.
  8. Четки (вервица) называются мечом духовным, так как указывают иноку на постоянное пребывание в молитве. Также они нужны для совершения молитвенного правила.
  9. Кукуль (в переводе с древнегреческого означает «чепец, колпак») знаменует шлем спасения и указывает на высшую степень совершенства — младенческое беззлобие. Он является кругообразно расположенным капюшоном, скрывающим голову и плечи, имеет остроконечный верх и украшен крестами. Всего пять крестов: на челе, на груди, на обоих плечах и спине.
  10. Аналав — это украшенная крестами широкая длинная полоса с прорезью посередине. Носится на спине и груди, а надевается через голову. По сути, это то же, что параман для малосхимника.
Популярные статьи  Молитва николаю чудотворцу о помощи в деньгах

Правила поведения

У схимонахов остается только одно послушание — духовничество и отправление литургии. То есть, кроме молитвенного служения, они ничем не занимаются.

Рясофор, наоборот, проходит испытание на выдержку, выполняя в обители разноплановые работы наравне с трудниками (проживающими в монастыре работниками).

Обеты

Монах дает при постриге три обета.

Это:

  1. Обет нестяжания (бедности) подразумевает полный отказа от какого-либо личного имущества.
  2. Обет целомудрия — это не только безбрачие, но и отрицание пола вообще.
  3. Обет послушания — отказ от собственной воли.

В наше время различия между иноком и монахом весьма значительны

Если ранее иноком или чернецом назывался любой монашествующий, то в наше время это понятие относиться исключительно к человеку, постриженному в рясофор. В чём разница между иноком и монахом прямо указанно в «Положении о монастырях и монашествующих». Согласно ему иночество — это первая ступень монашества, но постриженный в рясофор ещё не монах. В Положении об этом говориться так:

«Положение о монастырях и монашествующих» на pravoslavie.ru


Инок. Константин Славитский. 1897 год. Инок и монах похожи в том, что они служат Богу и в том, что они идут по одному пути монашества, только стоят на разных ступенях

Инок не принимает монашеских обетов перед Богом и должен исполнять только те обеты, которые он дал при крещении. Кроме того, различается одежда инока и схизматика, то есть монаха, принявшего малую или великую схизму.

Монах принимает на себя монашеские обеты перед Богом. С этого момента он меняет имя, и уже не может просто так покинуть монастырь, не нарушив эти обеты, что признается страшным грехом. Если задача инока — готовиться стать монахом, исполняя послушания и выполняя умное делание, то схимник усердно выполняет на деле монашеские обеты и молиться Богу о своём спасении.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Народные традиции 2 октября

Святому, считавшемуся покровителем пчел, молились о здоровье улья и его плодовитости. Со 2-го числа качали последнюю партию меда, период этот назывался медовой девятиной. Затем ульи готовили к зиме и убирали с пасеки.

В этот день было необходимо обязательно съесть ложку меда, по традициям это обещало крепкое здоровье на протяжении всего следующего года. Мед становился главным угощением на столе, им угощали даже нищих. Считалось, что на протяжении 9 дней в нем не должно быть отказа, иначе это плохая примета для грядущего года.

Сельскохозяйственные работы становились менее интенсивными и вечером начинали проводить Трофимовы посиделки. На них потенциальные женихи и невесты присматривались друг к другу, а девушки гадали на суженого.

Для того чтобы понять, кто такие иноки, необходимо изучить степени православного монашества

Понять, кто такие иноки невозможно без изучения степеней православного монашества, так как иночество в наше время одна из них. Степени монашества — это те этапы, которые православные монахи или монахини проходят во время своего пребывания в монастыре.

Икона. На ней изображено облачение новообращенного монаха монашеские одежды. Раньше понятие «монах» и «инок» не различались

Монах в монастыре должен переменить мысли от страстных к добродетельным. Чтобы этого достичь, он принимает обеты. Обет — это обещание даваемое христианином.

В православной Церкви монашеские обеты пожизненно исполняются перед Богом. Именно поэтому их не дают легкомысленно, у обетов есть степени от простого к сложному. Традиционно в Русской Православной Церкви послушник проходит искус (испытание). Если прошел успешно, открываются три степени монашества.

Разница между степенями — в количестве принимаемых перед Богом обетов, аскетических правилах поведения, послушаниях, а также в монашеских одеждах.

Степени монашества и понятие его закреплены в специальном положении РПЦ.

Что же касается официального закрепления понятия «монашества» в РПЦ, то Русская Православная Церковь приняла для этого «Положение о монастырях и монашествующих».

В нём говориться:

«Положение о монастырях и монашествующих» на pravoslavie.ru

Именно поэтому в разных монастырях, при следовании общим правилам положение и статус инока или инокини могут различаться.

Принятие 30 ноября 2020 года членами Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Положения о монастырях и монашествующих. Положение устанавливает монашеские ступени в Русской Православной Церкви и регулирует монашескую жизнь.

Положение определяет основные принципы и правила жизни монастырей Русской и на его основе устанавливаются правила монашеского общежития в той или иной обители: распорядок жизни, расписание богослужений, особенности послушаний и т.п.

Необходимо отметить, что в Положении используется только та терминология, которая касается исключительно мужских монастырей: игумен, братство, брат, монах, инок, послушник. За исключением строго оговоренных случаев все утверждения Положения относятся также к игумении, сестричеству, сестре, монахини, инокини, послушницы. Так образом, по своему положению инокиня практически ничем не отличается от инока.

Популярные статьи  Характеристика людей, родившихся в 1978 год под покровительством земляной лошади

Слово «инок» («инокиня») греческого происхождения, «чернец» — русского

Старые словари и энциклопедии утверждают, что слова инок, монах, чернец — это слова-синонимы. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона говорит об этом так:

Значение слова инок разное для церковной и светской литературы. Дело в том, что литераторы могут назвать иноком любого человека, живущего в монастыре, тогда как современная церковная традиция так называет только тех, кто получил право носить некоторые монашеские одеяния.


Константинго-Еленинский женский монастырь. Постриг в рясофор. Постриг в рясофор (первую ступень монашества) может быть осуществлен только над тем лицом, которое пребывало в монастыре в течение 3-х лет

Положений о монахах и монашествующих говорит о том, что постриг в рясофор может быть произведен только над тем лицом, которое пребывало в монастыре в течение 3-х лет. Этот срок сокращается для слушателей духовной семинарии.

В чине инока или рясофорного монаха человек пребывает до пострижения его в «малую схиму». Малая схима означает окончательное принятие монашеских обетов, а также наречение нового имени. Таким образом, инок становиться как бы «новоначальный» монах.

Многие монахини, приняв иночество, не принимают следующих монашеских степеней и всю жизнь проводят в монастыре в этой степени монашества.

Литература

Заменяет древнее отшельничество. Посвященные в схиму — схимонахи и схимонахини (или схимники) — дают обеты выполнения более суровых монашеских правил.

Когда в монашеской жизни развились злоупотребления, вызвавшие подчинение монашествующих епископскому надзору, отшельники были переведены из пустынь в города и села и запрещен выход из монастырей без разрешения епископа (IV Вселенский собор прав. 4). В монастырях бывшие отшельники образовали особую «степень», «чин», «образ», которому стало усвояться наименование «великого»
в отличие от киновиатов, т.е. общежитийных иноков , получивших название малого ангельского образа
. Для иноков великого ангельского образа
был обязателен затвор в монастыре, заменявший собой древнее анахоретство .

К началу века деление монашествующих на 3 степени — новоначальных, малосхимников и великосхимников — окончательно установилось в практике восточного монашества, По уставу патриарха Алексия великосхимники и малосхимники различались друг от друга даже одеждой. Памятники в. содержат в себе чины пострижения в мантию, или малый ангельский образ, и в схиму, или великий ангельский образ. Чинопоследование малой схимы отличалось простотою и краткостью, чинопоследование великой схимы — большою торжественностью. Уподобление св. отцами и учителями церкви пострижения в великую схиму, с одной стороны, таинству крещения , с другой — таинству покаяния окружило его величественно-трогательными песнопениями, молитвами и обрядовыми действиями.

В России разделение монашествующих на великосхимников и малосхимников ввел преп. Феодосий Печерский . Века XII , XIII и XIV были временем господства в богослужебной практике русской церкви сербских редакций посвящения в схиму, шедших с Афона и во многом не походивших на греческий оригинал. В в. чин малого ангельского образа был исправлен по греческим евхологиям . Чинопоследование великой схимы в существенных чертах остается согласным со списками XIV в. В XVII в. оно подвергается значительному сокращению. Так называемые «указы великого образа» выпустили из чина оглашение, произнесение монашеских обетов и пострижение волос, удержав лишь канон, молитвы и облачение с возгласом: «облачается (имя рек) в аналав и схиму». В памятниках XVII в. встречаются даже такие редакции указов, которые выпускают из чина все три основных его акта; молитвою, чтением Апостола и Евангелия и ектенией как бы только разрешается желающему носить «великий образ» и освящается первое возложение его. Эти сокращения чинопоследования великого ангельского образа появились вследствие установившегося в XVII в. взгляда справщиков на монашеское пострижение, как на второе крещение . Неповторяемость крещения привела к мысли о неповторяемости монашеского пострижения: а так как чин великой схимы в своих основных частях совпадает с чином последования мантии, то в повторении его не усматривалось надобности.

Цена каждого слова

«Сил-то у него ещё много, — говорит келейник монаха Михаил Некрасов
, который ухаживает за схимником. — По многолетнему обычаю встаёт в 4 часа утра. Совершает своё келейное правило (молитвы, которые монашествующий непременно читает в течение суток вне богослужений). Затем проделывает путь от дома до храма — всё в гору: он стремится всегда быть на богослужении, потому что жизни без храма не представляет».

Вот и сегодня схимонах Кукша не торопясь собирается в храм. В его скромной обители — тихо и спокойно. На стенах его кельи — иконы, рамки к ним он сделал своими руками.

В скромной обители схимонаха — тихо и спокойно. Фото: АиФ

В углу дремлет кошка. «Она даже лапку подавать умеет», — неожиданно поясняет Кукша. В ту же минуту кошка, вскочив, кладёт свою пушистую лапу на морщинистую ладонь схимонаха. Затем, замурлыкав, забирается к нему на колени.

«На самом деле он очень редко разговаривает. Неразговорчивый, задумчивый, наблюдательный, словно знает цену каждому слову», — говорит о схимонахе его келейник Михаил Некрасов.

На стенах повсюду развешаны иконы в рамках, большинство из которых Кукша смастерил сам. Фото: АиФ

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: