Ослябя и Пересвет: загадка русского рыцарства
Для современных почитателей истории XIV век ассоциируется не в последнюю очередь со славной победой русского оружия – Куликовской битвой. Однако для современников это было не так.
Даже если оставить в покое исторических скептиков, которые то и дело напоминают: точное место знаменитого сражения археологи пока не нашли, — есть основания полагать, что современники относились к Мамаеву побоищу совершенно иначе. Скорее всего, оно вызывало у них, в первую очередь, скорбь в связи с небывалым для древнерусского военного искусства числом жертв.
В первые годы после самой битвы, когда нашествие Тохтамыша сменилось набегами Едигея, писать о ней было, скорее всего, некогда и некому. Но даже самый ранний из дошедших до нашего времени письменных рассказов о битве – так называемый Кирилло-Белозерский список «Сказания о Мамаевом побоище» (не ранее второй половины XV века) военные действия описывает вкратце. Зато заканчивается длинным синодиком с перечислением имён погибших воинов.
Вообще же все древнерусские произведения, из которых мы сегодня узнаём о Куликовской битве, писались к её столетию, а то и позже. Именно тогда в «Сказании о Мамаевом побоище» появляется известие о том, что перед историческим сражением Димитрий Донской приезжал в Троицкий монастырь, где получил из уст игумена однозначное предсказание победы: «Победишь, господин, супостатов своих».
Благословение преподобным Сергеем Радонежским Дмитрия Донского. Художник Владимир Соковнин
Там же, в «Сказании», сообщается и о двух иноках – Ослябе и Пересвете – которых преподобный Сергий якобы отправил на бой вместе с Димитрией Донским. Причём из «Сказания» же следует, что, вызвав на бой ордынского богатыря Челубея, Александр Пересвет на Куликовом поле погиб.
Сергий Радонежский благословляет Пересвета перед Мамаевым побоищем. Миниатюра Летописного свода Ивана Грозного, 1558—1576. Фото: Википедия
История красивая, спору нет. Конечно, участие монахов в военных действиях не очень стыкуется с восточно-христианской традицией, так что, можно считать: благословение преподобного Сергия явило нам единственный пример русского рыцарства. Вот только было ли оно на самом деле – вопрос спорный.
Современные историки высказывают предположения о том, что братья-монахи до пострига, возможно, были служилыми боярами – тогда их воинский опыт мог пригодиться князю. С другой стороны, в XVI столетии на Руси известны роды Ослябятиных и Пересветовых, указывавшие на своё происхождение именно от легендарных участников Мамаева побоища. А в Симоновом монастыре, по преданию, долго сохранялась могила Александра Пересвета, в которой погребён он был вместе с сыном.
Тогда можно предположить, что в сражении иноки участвовали как княжеские слуги, а постриглись позже, ну, а рассказчик век спустя напутал. Только причём тут будет преподобный Сергий? В общем, было ли – не было, загадка на загадке.
Житие Епифания о разговоре Димитрия Донского с преподобным сообщает куда более сдержанно. Святой Сергий здесь однозначной победы князю не предсказывает, говорит лишь: «Если Бог поможет тебе, ты победишь». И лишь позже гонец из монастыря доносит до князя весть, что «Бог обязательно поможет».
Обзор дней празднования
Церковь выделила четыре официальных дня следовать год, когда в православных храмах почитается память Святейшего Сергея Радонежского.
- Узловой день – это восьмое октября (согласно старому календарю – двадцать на пятом месте сентября). Это число выбрано не случайно и выступает датой смерти святого.
- Вторая день – восемнадцатое июля (отождествляется с пятым июля по старому календарю) – сие тоже особенное число для всех тех, кто придерживается православия – не кто иной в указанный день были обретены мощи Преподобного Сергия.
- Пятого июня (иль же двадцать третьего мая) – третья дата почтения памяти святого христианами. Весь круг год пятого июня по традиции принято вспоминать всех священнослужителей, придерживавшихся праведного пути для Ростово-Ярославских землях. В их число входит и Сергий Радонежский.
- Четвёртая помета, касающаяся Святейшего – приходится на девятнадцатое июля (старый календарь ассоциирует её с шестым июля). День известна как «День в честь Радонежского собора». Выпадает она получи следующее число после того, как были обретены мощи Сергия.
Детство и юность святого
Отрок Варфоломей
В начале четырнадцатого века в селе Варницы в Ростовской губернии у богатых родителей Кирилла и Марии родился сын, которого назвали Варфоломеем. Ребенок был не совсем обычный, он заявил о своем предназначении Богу еще во утробе матери. Когда Мария была на литургии, младенец трижды прокричал из чрева во время службы. Священник сказал, что это родится служитель Святой Троицы.
Когда он родился, то проявил уже в младенчестве свою любовь
к постничеству. Он не брал грудь, когда мать ела мясную пищу. По средам и
пятницам ребенок совсем отказывался от груди. Крестили его на сороковой день.
Рос мальчик умным, спокойным, вдумчивым. Он любил молиться и не играл со сверстниками. Родители его были благочестивыми, любили принимать странников. Так и мальчик учился благочестию и вере у своих отца и матери. У него было еще два брата. Когда мальчиков отдали на обучение в сельскую школу, то братья учились хорошо, а вот Варфоломею никак не давалась грамота.
Мальчик очень расстраивался. Ведь в те времена учителя за неуспеваемость применяли телесное наказание. Варфоломей много молился Богу, чтобы Он дал ему разумение грамоты. И по его молитвам случилось чудо.
Встреча со схимником
Видение отроку Варфоломею
Однажды его отец послал мальчика искать пропавших лошадей. Варфоломей далеко удалился в поля и вдруг увидел под деревом молящегося схимника. Мальчик подождал, когда тот закончит свою молитву, и попросил его помолиться о том, чтобы ему разуметь грамоту. Инок дал мальчику просфору. Варфоломей уговорил его пойти к ним в дом, потому что родители любят принимать странников. Он согласился.
Когда они пришли домой, монах дал мальчику прочесть
псалтирь. К удивлению всех Варфоломей вдруг очень хорошо прочел псалом, без
единой ошибки. Так совершилось чудо по молитвам Божьего человека.
Историческая справочка об иконе Сергия Радонежского
В русском православии Сергей Радонежский является безумно уважаемым и почитаемым святым. Жизнь преподобного Сергия приходилась на четырнадцатое век, святой полностью посвятил её служению Богу. Его жизнь была благочестивой, с соблюдением всех Библейских заповедей.
Интересах Сергия Радонежского был очень важен пост, также он следил следовать выполнением Божьих заповедей, подавая своей жизнью пример для других верующих. Самым страшным пороком ангел кротости считал лень, поэтому усердно трудился до самой старости. До сего часа он проявлял доброту по отношению ко всем людям, старался после возможности помочь всем, кто в этом нуждается.
В юные годы жизни Сергий Радонежский что-то в одиночку отправился в лес. Вдалеке от городской жизни и людей симпатия построил себе дом, в котором жил длительное время, каждый нониди усердно молясь Создателю. В своих молитвах Сергий просил Господа помочь углядет земли Русские и поддержать русский народ.
Святому не единожды предлагали сопеть над чем в российской митрополии, но он проявлял презрительное отношение к политической жизни. Предпочитал принуждать сугубо уединённую жизнь, занимаясь исключительно служением Господу.
За свою разлюли-малина преподобный смог оказать свою помощь огромному количеству людей, пробудил в них веру в Бога и оказал свою поддержку в ухабист период времени. Его настолько сильная преданность Создателю и непоколебимая верование обеспечила ему любовь православных христиан и уважение церкви. Поэтому посмертно Сергий Радонежский был удостоен звания святейшего.
Крошку об иконе и мощах Сергия Радонежского (Троице-Сергиевая Лавра)
Известный один удивительный случай, касающийся обретения мощей. Когда святой умер, рядом монастыре началось строительство нового храма. И когда данный процесс находился в самом разгаре – Водан прихожанин увидел самого Сергия. Про это христианин сообщил в храме и сказал, в чем дело? святой просит извлечь его тело из воды и земли.
Монахи маловыгодный стали игнорировать прошение святого. А когда гроб был поднят ввысь – оказалось, что в нём действительно присутствовала вода. Но что более всего всего впечатлило всех вокруг – несмотря на то, что угодник старец умер тридцать лет тому назад, его тело с одеждой сохранились в целиком и полностью первоначальном виде.
Впоследствии паломники со всего земного шара начали заезжать сюда, чтобы прикоснуться и своими глазами увидеть эту удивительную святыню. Для того кого-то мощи Сергия оказали телесную помощь, а для других – душевную.
С другими ликами с мощами святого годится. Ant. нельзя ознакомиться в большом количестве московских храмов.
О явлении русского святого татарам
Когда Казань была еще татарским городом, многие из жителей как-то увидели, как по стенам города ходил преподобный Сергий, осенял его крестом и кропил водой. Они спросили своих мудрецов: «Что это значит?» Те отвечали: «О, горе нам! С явлением этого старца приближается наш конец: вскоре здесь просияет вера христианская и царством нашим будет владеть Русь».
Так и случилось: вскоре князь Иоанн Васильевич пошел войной на царствующий град Казань, покорил его и со всеми окрестными землями присоединил к Русской земле, а потом воздвиг в нем многочисленные церкви и устроил монастырь Преподобного Сергия.
Политические влияния Сергия Радонежского
Перед смертью митрополит Алексей, уважавший Радонежского, уговаривал его стать приемником. Но Сергий наотрез отказался. Он не был карьеристом. Радонежскому приписывают огромное влияние на политическую и военную ситуацию на русских землях. Перед принятием очень важных решений к нему приходили высокопоставленные люди. Это говорит о том, что Сергий выступал в роли советника в определенных делах.
При его поддержке Московское княжество не превратилась в торговую колонию генуэзцев. В тот период Мамай предложил местным князьям совершенно невыгодную сделку с Генуей. Многие ее посчитали хорошей. И только преподобный Сергий сказал, что на русскую землю нельзя пускать иноземцев.
Русь собралась
18 августа Димитрий с князем Серпуховским Владимиром, князьями других областей и воеводами приехал в Лавру. Вероятно, это было и торжественно, и глубоко серьезно: Русь вправду собралась. Москва, Владимир, Суздаль, Серпухов, Ростов, Нижний Новгород, Белозерск, Муром, Псков с Андреем Ольгердовичем — впервые двинуты такие силы. Тронулись не зря. Все это понимали.
Начался молебен. Во время службы прибывали вестники — война и в Лавру шла,— докладывали о движении врага, предупреждали торопиться. Сергий упросил Димитрия остаться к трапезе. Здесь он сказал ему:
— Еще не пришло время тебе самому носить венец победы с вечным сном; но многим, без числа, сотрудникам твоим плетутся венки мученические.
После трапезы преподобный благословил князя и всю свиту, окропил св. водой.
— Иди, не бойся. Бог тебе поможет.
И, наклонившись, на ухо ему шепнул: «Ты победишь».
Есть величавое, с трагическим оттенком — в том, что помощниками князю Сергий дал двух монахов-схимников: Пересвета и Ослябю. Воинами были они в миру и на татар пошли без шлемов, панцирей — в образе схимы, с белыми крестами на монашеской одежде. Очевидно, это придавало войску Димитрия священно-крестоносный облик.
20-го Димитрий был уже в Коломне. 26—27-го русские перешли Оку, рязанскою землею наступали к Дону. 6-го сентября его достигли. И заколебались. Ждать ли татар, переправляться ли?
Старшие, опытные воеводы предлагали: здесь повременить. Мамай силен, с ним и Литва, и князь Олег Рязанский. Димитрий, вопреки советам, перешел через Дон. Назад путь был отрезан, значит, все вперед, победа или смерть.
Сергий в эти дни тоже был в подъеме высочайшем. И вовремя послал вдогонку князю грамоту: «Иди, господин, иди вперед, Бог и Св. Троица помогут!»
8-е сентября 1380 года!
По преданию, на зов татарского богатыря выскакал Пересвет, давно готовый к смерти, и, схватившись с Челубеем, поразив его, сам пал. Началась общая битва, на гигантском по тем временам фронте в десять верст. Сергий правильно сказал: «Многим плетутся венки мученические». Их было сплетено немало.
Преподобный же в эти часы молился с братией у себя в церкви. Он говорил о ходе боя. Называл павших и читал заупокойные молитвы. А в конце сказал: «Мы победили».
Чудеса
Восхождение по пути духовного совершенствования подвижника сопровождалось мистическими видениями. Ему виделись ангелы и райские птицы, небесный огонь и божественное сияние. С именем святого связывают чудеса, которые начались еще до рождения.
Сергий Радонежский и медведь
Вершиной духовного созерцания стало явление Пресвятой Богородицы, которого удостоился святой старец. Однажды, после самозабвенной молитвы перед иконой, его озарил ослепительный свет, в лучах которого он увидел Пречистую Богородицу в сопровождении двух апостолов – Петра и Иоанна.
Явление Пресвятой Богородицы Сергию Радонежскому
Явление Пресвятой Богородицы было хорошим предзнаменованием для монастыря и всей Руси. Предстояла большая война с татарами, люди находилиь в состоянии тревожного ожидания. Видение стало пророчеством, доброй вестью о благополучном исходе и грядущей победе над ордой. Тема явления Богородицы игумену стала одной из самых популярных в иконописи.
Строительство монастыря
Икона Сергия Радонежского
Вскоре семья переезжает в город Радонеж. Старшие братья выросли и женились, а Варфоломей дал Богу обет девства. Он мечтал о монашестве, но его родители уговорили его сначала дождаться их смерти, потом идти в монастырь. Послушный сын так и сделал. Скоро родители преставились, приняв перед смертью монашество. И Варфоломей, раздав наследство братьям, отправился в монастырь.
К тому времени овдовел его брат Стефан, и оба брата ушли в Хотьковский монастырь, где похоронены их родители. Там Стефан принял монашество. Варфоломей пока не стал принимать постриг, а уговорил брата уйти в пустынное место на подвиг. Тот согласился, и они нашли себе место в глухом лесу, стали строить там келию. Потом они срубили небольшую церковь, которую митрополит Феогност в дальнейшем освятит в честь Святой Троицы.
Стефану показалось пустынное житие не под силу, и он ушел, оставив брата одного. Тогда Варфоломей попросил игумена Митрофана подстричь его в монашество с именем Сергий. После пострига и причастия храм наполнился благоуханием.
Приход монахов
Некоторое время Сергий жил в одиночестве. Днем он работал, а
ночью молился. Бесы пугали его и приказывали покинуть это место, но монах их не
боялся. Вскоре про одиноко живущего инока пошла молва, и около него стали
селиться монахи. Их было вначале двенадцать человек.
Предполагаемая дата образования обители пр. Сергия – 1342 год. Первым игуменом стал Митрофан, но после его смерти Сергий ходил к Переяславскому архиерею с целью выпросить нового игумена. Тот благословил Сергия самому стать игуменом и священником.
Каждый день он служил литургии, много работал в пример братии. Он вечером обходил келии и если слышал, что кто-то разговаривал, а не молился, то стучал в окно. Однажды в монастыре не стало еды, но игумен запретил просить милостыню. Братья сильно роптали по причине голода, и тогда Ангел принес им хлеб. В другой раз все возмущались, что поблизости нет воды. Преподобный помолился, и рядом забил источник. Он существует до сих пор, куда едут верующие за исцелением.
%POINT_SCORE%
Минин и Пожарский. 1610 год
Нельзя пройти мимо истории, связанной с Мининым и Пожарским. Ведь из истории известно, что соратником воеводы князя Пожарского в благочестивом деле изгнания католических интервентов был помещик и мясник по ремеслу Козьма Минин. Он отличался целомудрием и прочими добродетелями, любя безмолвие, он всегда имел в своем сердце Бога. Однажды к нему во сне явился Чудотворец Сергий Радонежский и повелевал собирать деньги и воинов и идти на Москву, где русский престол желал занять польский король, подготавливавший Русь к принятию унии.
Сначала Минин не придал значения своему сну. Помещик думал: «Ну кто я такой, чтобы заниматься такими важными делами, да и кто меня послушает?» Но потом сон повторился еще дважды, и Минин, в итоге каясь в своем непослушании, решился на Богоугодное дело. Минин и Пожарский стали собирать народ по всей Руси.
Что же изображает икона Сергия Радонежского
По традиции святыня демонстрирует нам собрание самого святого, изображаемый либо в полный рост, либо по степень пояса. На плечи Сергия наброшена монашеская одежда. Как условия, рясу послушника рисуют чёрной либо красной.
Зачастую с помощью своей левой рычаги святой старец удерживает развёрнутый манускрипт, выступающий символом тяги к знаниям. А вторая масёл жестом даёт благословение Сергия всем верующим людям.
Вполне образ святого призван вырабатывать в людях стойкость духа, преданность вере, ангельская) и усердие. Один только взгляд на святыню позволяет справиться с гордыней и развиться. Ant. ухудшиться в духовном плане, начав активно самосовершенствоваться.
Житие Сергия Радонежского
Согласно жизнеописанию авторства Епифания Премудрого родителями Сергия Радонежского были бояре Кирилл и Мария, жившие в деревне на территории Ростовского княжества (нынешняя Ярославская область).
На месте, где предположительно родился Сергий Радонежский, в XV веке был основан Троице-Сергиев Варницкий монастырь.
При крещении будущий святой получил имя Варфоломей — в честь одного из 12 апостолов. Кроме самого Варфоломея в семье были еще двое сыновей.
Когда мальчику исполнилось семь лет, «родители его отдали учиться грамоте». Согласно житию, учение шло с трудом, а старания учителя не приносили плодов: «отрок не слушал его и не мог научиться».
Но вскоре с Варфоломеем произошло одно из первых описанных в предании чудес, благодаря которому он смог овладеть грамотой: «…он увидел некоего черноризца, старца святого, удивительного и неизвестного, саном пресвитера, благообразного и подобного ангелу, на поле под дубом стоящего и прилежно со слезами молящегося».
Когда молитва была окончена, Варфоломей сообщил старцу, что никак не может овладеть грамотой, и попросил помолиться за него. После долгой молитвы старец подал отроку кусок просфоры, который мальчик съел, и предсказал, что отныне он будет знать грамоту лучше своих братьев и сверстников. Вскоре предсказание сбылось.
В дальнейшем семья Варфоломея была вынуждена переселиться из Ростова в Радонеж. По некоторым сведениям, это произошло из-за перехода правления к московскому князю Ивану Даниловичу и лишения власти ростовской знати. Другие источники сообщают, что к тому моменту семья будущего святого сильно обеднела из-за татарских набегов на Русь.
После смерти родителей Варфоломей отдал свою часть наследства младшему брату Петру и отправился в Покровский Хотьковский монастырь, где к тому моменту жил его старший брат Стефан. Варфоломей уговорил Стефана отправиться вместе на пустынное жительство — строжайшую и аскетичную форму монашества. После долгих скитаний братья нашли уединенное место посреди глухого бора на холме Маковец и соорудили там келью и небольшую деревянную церковь, которой присвоили имя Святой Троицы. Сейчас это место известно как Троице-Сергиева лавра.
Троице-Сергиева лавра. Фото: Wikimedia
Не выдержав трудностей и аскетичной жизни, Стефан оставил брата и ушел в Богоявленский монастырь в Москве, где позднее стал игуменом.
Оставшись один, Варфоломей призвал к себе игумена Митрофана и принял монашеский постриг под именем Сергия. Имя было выбрано в честь мучеников Сергия и Вакха, поскольку постриг выпал на день их памяти. Постепенно к Сергию стали присоединяться ученики, которых постепенно становилось все больше. Постепенно Троицкий монастырь становится духовным центром русских земель и поддержкой князей. Здесь же Дмитрий Донской получил благословение на сражение с Мамаем. Согласно дошедшим до нас сведениям, получив от преподобного благословение, князь «ушел из монастыря и быстро отправился в путь».
Известно, что Сергий запрещал инокам просить подаяние, установив, что жить в монастыре следует собственным трудом.
Также в период 1364-1376 годов он установил в монастыре устав общежития вместо принятого ранее особножития. Разница состоит в том, что особножитие предполагает наличие у монахов частной собственности, а общими остаются только жилье и богослужение. При общежитийном укладе монахи не имеют личного имущества, получают еду и одежду от монастыря и безвозмездно трудятся ради его блага.
Помимо Троицкого Сергий основал также Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин возле Коломны, Высоцкий монастырь в городе Серпухове и Георгиевский на Клязьме.
По свидетельствам Епифания Премудрого, Сергий Радонежский прожил в молитве и воздержаниях до самой старости, а о грядущей кончине предупредил братию монастыря за шесть месяцев. «Видя, что он уже к Богу отходит», Сергий призвал монахов для последних наставлений:
«И беседу повел подобающую, и полезным вещам учил, неуклонно в православии оставаться веля, и завещал единомыслие друг с другом хранить, иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную, от злых и скверных похотей остерегаться, пищу и напитки вкушать трезвенные, а особенно смирением украшать себя, страннолюбия не забывать, от противоречия уклоняться, и ни во что ставить честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидать, небесных вечных благ наслаждения».
Перед уходом из жизни он причастился, а 25 сентября 1392 года умер.
Чудеса после смерти Сергия Радонежского
К сожалению, на сегодняшний день нет никаких документально подтвержденных данных о том, когда именно святого начали воспринимать и почитать в православной религии. Но несмотря на это днями почтения преподобного считается день его смерти, а также 5 июля. Какие чудеса происходили после смерти Сергия Радонежского известно многим православным верующим. Об этом рассказывает много историй.
Например, однажды во время правления королей правитель Литвы послал свое войско к месту что находится недалеко от Пскова желая разорить местность. Население достаточно храбро отстаивали свои интересы и противостояли военным. Но несмотря на такую самоотверженную отвагу населения войска все больше и больше наступали с новой силой. И вот в одну из ночей к горожанке этого города во сне явился преподобный Сергий и спросил: «Почему вы унываете, ведь можно оборонятся камнями и деревьями. Или военачальники не знают где есть в городе место с таким оружием?».
Рано утром женщина подошла к военачальнику и рассказала о своем сне. Никто ей не поверил, только один бедный мужчина пошел к указанному месту и начал там копать. Он нашел там очень большой камень, который не могли сдвинуть даже 20 человек. Тогда все начали копать и нашли еще много подобных камней. Из них они сделали высокие стены. Ночью враги пытались очередной раз напасть на город, но стены настолько были крепкими, что им ничего не удалось предпринять. А население при попытке врагами проникнуть в город, забросало их ново найденными камнями и таким образом получили долгожданную победу.
Историй о помощи святого простому люду не мало. Это и не удивительно, ведь преподобный помогает каждому кто в этом нуждается. Поэтому верующие стараются регулярно возносить молитвы и поклоняться мощам преподобного. Мощи Сергия Радонежского в Сергиевом посаде чудеса творят не меньшие чем икона. Они по сей день находятся в Свято Троицком монастыре. К ним ежедневно съезжаются тысячи паломником, чтобы попросить о самом необходимом и желанном. Чудеса, которые происходят в монастыре также не остаются без внимания и подробно записываются священнослужителями для того, чтобы каждый мог поверить в чудо и исцелится.
Смотрите еще видео рассказ о чудесах совершенных преподобным Сергием:
Чудеса преподобного, явленные им при жизни
Продолжая разговор о том, в чём помогает Сергий Радонежский, необходимо упомянуть чудеса, явленые им по благодати Божьей, которой он сподобился за неукоснительное соблюдение заповедей и пастырские труды. В житии повествуется о многочисленных исцелениях страждущих, обращавшихся к нему за помощью, и даже о воскресении из мёртвых отрока, которого отец оплакал, считая навсегда потерянным. Именно поэтому перед иконой святого преподобного Сергия принято возносить молитвы об избавлении от «недугов и горьких болезней», испрашивая здравие себе и своим близким.
Известны также и многие иные чудеса, благодаря которым настоятель лесного монастыря почитался в народе наравне со святыми угодниками прошлых веков. Однако он тяготился мирской славой и часто запрещал братии рассказывать посторонним о многом, чему те становились свидетелями. Так, лишь после его кончины иноки поведали миру о том, как однажды на литургии их игумену сослужил ангел Господень. В другой раз авва Сергий в присутствии своего ученика – преподобного Михея, сподобился посещения Пресвятой Богородицы, сопровождаемой апостолами Петром и Иоанном Богословом
Именно поэтому среди всего того, о чём молятся Сергию Радонежскому, важное место занимают просьбы о ходатайстве перед Божьей Матерью и Её Предвечным Сыном