Владимирская икона божией матери: фото, значение, в чем она помогает?

Почитание иконы

Именно с просьбой о духовном спасении прибегают верующие к лику Божьей Матери «Вп». Почитание её началось с Азии, в VI столетии, на Руси этот образ чтят с XVIII века.

День празднования иконы – 18 февраля.

Происхождение названия«Взыскание погибших» и предание о раннем чуде в Малой Азии

Когда и как возник этот образ, никто не знает. А вот название ей такое дал Феофил Аданский. По преданию жил он в VI веке, служил экономом в архиерейском доме, был очень порядочным и добросовестно выполнял свою работу. После смерти епископа Феофила пытались назначить на его должность, но он отказался, т.к. считал себя недостойным такого ответственного делания, остался в прежнем звании.

Полезные материалы

Завистники обвинили эконома в краже, и новый епископ отстранил его от должности. Возроптал он на Бога, и в душе зародилась мысль о мести. Он отрекся от Господа и стал служить сатане. Епископ со временем решил вернуть его на службу и тогда Феофил очнулся от дьявольского пленения. Он уединился и несколько дней взывал к Богородице о прощении и спасении его, «погибающего», стоя на коленях перед её иконой и называя Её «взысканием погибших». Наконец, молитвы были услышаны, а Феофил прощен.

Впоследствии он вел такую праведную жизнь, что в Католической церкви за это был прославлен в лике преподобных, день почитания его приходится на 4 февраля.

Чудеса в России

В России первые чудеса этой иконы были явлены в XVIII веке. Сначала она спасла замерзающего крестьянина от неминуемой гибели. Федота Обухова в дороге застигла пурга, дорогу так замело, что лошади не могли продолжать путь. Замерзая, Федот начал молиться Пресвятой Богородице и пообещал, если выживет, напишет список её образа «Взыскание погибших» для местного храма. Вскоре его случайно обнаружили местные жители, и Федот чудом остался жив.

Когда же он пришел к иконописцу заказать икону, тот запросил за неё очень высокую цену, за что Богородица в тот же момент лишила его зрения. Он раскаялся в корыстолюбии и согласился написать образ за любую стоимость.

В середине XVIII века молитвы пред иконой «Взыскание погибших» спасли от духовного падения вдовца с тремя дочерьми. Он потерял любимую жену, лишился своего состояния, не выдержав таких испытаний, начал пить. В отчаянии он стал молиться перед образом Богородицы о своем спасении и об устроении его девочек. Вскоре его жизнь наладилась, а девушки благополучно вышли замуж. Он отнес чудодейственный образ в Московский храм Рождества Христова в Палашах, чтобы и другие жители могли прибегнуть к заступничеству Пречистой Девы.

«Волоколамская» — Матушка Богородица, умоли Сына Твоего о мире и защите земли русской!

16 марта праздник иконы Божией Матери «Волоколамская»

Список (копия) ВЛАДИМИРСКОЙ иконы Божьей Матери. Отличительной её особенностью является изображение предстоящих святителей Киприана (справа) и Геронтия (слева), митрополитов Московских. С именем митрополита Киприана связано первое прибытие древней Владимирской иконы Божией Матери из Владимира в Москву в 1395 году, а в 1480 году при митрополите Геронтии владимирская святыня была перенесена в Москву на постоянное хранение.

В Волоколамский монастырь преподобного Иосифа Волоцкого список Владимирской иконы был привезён в 1572 году из Звенигорода (по некоторым сведениям, икону Божьей Матери обители подарил тесть Бориса Годунова Малюта Скуратов).

После революции в Иосифо-Волоцком монастыре разместился краеведческий музей. В 1989 году в древней обители возродилась монашеская жизнь. Чудотворная же Волоколамская икона Пресвятой Богородицы, перенесённая в 1954 году в музей древнерусской культуры имени Андрея Рублёва в Андрониковском монастыре, до настоящего времени остаётся достоянием музея.

БРАТЬЯ И СЕСТРЫ ПОМОЛИМСЯ ВМЕСТЕ!

О Всеми́лостивая Госпоже́ Богоро́дице, Небе́сная Цари́це, всемо́щная Засту́пнице, непосты́дное на́ше упова́ние! Благодари́м Тя о всех благодея́ниих, росси́йским лю́дем от Тебе́ бы́вших, отдре́вле и додне́сь от чудотво́рныя ико́ны Твоея́ явле́нных. И ны́не, Преблага́я Влады́чице, при́зри на ны, гре́шныя и недосто́йныя рабы́ Твоя́, яви́ нам ми́лость Твою́ и моли́ Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, о е́же изба́витися нам от вся́каго зла и сохрани́тися ца́рствующим градо́м, вся́кому гра́ду и ве́си, и всей стране́ на́шей, от гла́да, губи́тельства, тру́са, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нник и междоусо́бныя бра́ни. Сохрани́ и умудри́ па́стырей Це́ркве, е́же досто́йно пасти́ ста́до Христо́во и пра́во пра́вити сло́во и́стины; укрепи́ христолюби́вое всеросси́йское во́инство, пода́ждь дух сове́та и ра́зума военача́льником, градонача́льником и всем, Иже во вла́сти суть; низпосли́ свято́е Твое́ благослове́ние и всем правосла́вным христиа́ном, покланя́ющимся Ти и моля́щимся пред цельбоно́сною Твое́ю ико́ною. Бу́ди нам Засту́пница и Хода́таица пред Престо́лом Всевы́шняго, иде́же предстои́ши. К кому́ у́бо прибе́гнем, а́ще не к Тебе́, Влады́чице? Кому́ принесе́м сле́зы и воздыха́ния, а́ще не Тебе́, Пресвята́я Богоро́дице? Не и́мамы бо ины́я по́мощи, не и́мамы ины́я наде́жды, ра́зве Тебе́, Небе́сная Цари́це. Под Твой покро́в притека́ем: моли́твами Твои́ми низпосли́ нам мир, здра́вие, земли́ плодоно́сие, возду́ха благорастворе́ние, изба́ви ны от вся́ких бед и скорбе́й, от вся́ких неду́гов и боле́зней, от внеза́пныя сме́рти и от всех озлобле́ний враго́в ви́димых и неви́димых. Вразуми́ и научи́ ны, о Всеми́лостивая Засту́пнице, путь земна́го сего́ жития́ безгре́шно прейти́. Ты ве́си не́мощи на́ша, ве́си и согреше́ния на́ша, но и ве́ру ве́си, и упова́ние ви́диши: те́мже да́руй нам исправле́ние грехо́вныя жи́зни и умягчи́ зла́я сердца́ на́ша. Укрепи́ в нас пра́вую ве́ру, вложи́ в сердца́ на́ша дух стра́ха Бо́жия, дух благоче́стия, дух смире́ния, терпе́ния и любве́, в до́брых де́лех преуспе́яние: изба́ви же нас от искуше́ний, от па́губных душевре́дных уче́ний, от неве́рия, развраще́ния и поги́бели ве́чныя. Тебе́ у́бо про́сим, Пречи́стая Влады́чице, и припа́дающе пред свято́ю Твое́ю ико́ною, мо́лимся: умилосе́рдися на ны и поми́луй ны, в Стра́шный же день Суда́ хода́тайством и заступле́нием Твои́м сподо́би ны ста́ти одесну́ю Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и Пресвяты́м и Благи́м и Единосу́щным Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В чем помогает икона Божией Матери

Перед Волоколамской иконой молятся, чтобы избавиться от грустных мыслей, разрешить конфликты и уберечься от злых людей. Искренние просьбы помогают верующим обрести душевный покой, исцелиться от телесных и душевных болезней, встать на путь исправления. Волоколамская икона помогает разобраться в сложных жизненных ситуациях, оберегает священные узы брака, дарует супругам единение и взаимное уважение.

Это интересно: Икона Господа «Всевидящее Око Божие» (видео)

Владимирская икона Божией Матери. История почитания

Память Сретению Владимирской иконы Божией Матери отмечают три раза в году: 3 июня (21 мая ст. ст.), 6 июля (23 июня ст. ст.) и 8 сентября (26 августа ст. ст.).

Празднование 3 июня установлено в 1521 году в честь избавления Москвы от нашествия казанского хана Махмет-Гирея. Митрополит Варлаам и весь народ усердно молились перед ликом Владимирской иконы Божией Матери. Великий князь Василий Иванович едва успел собрать войско, чтобы встретить татар на дальнем рубеже, на реке Оке. Сдерживая их натиск, он медленно отходил к Москве.

Популярные статьи  Святой сергий радонежский: в чем помогает, икона (фото)

В самую ночь осады инокиня кремлевского Вознесенского монастыря увидела, как сквозь запертые двери Успенского собора выходят святители, неся в руках чудотворную Владимирскую икону. Это были жившие двумя веками ранее святые митрополиты Московские Петр и Алексий. И еще видела инокиня, как у Спасской башни встретили шествие святителей преподобные Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский — и пали ниц пред образом, моля Пречистую не покидать собора Успенского и народа московского. И возвратилась тогда Заступница сквозь двери запертые. Инокиня поспешила рассказать о видении горожанам. Москвичи собрались в храм и стали горячо молиться. А татарам снова привиделось «воинство великое, доспехами сияющее», и бежали они от стен города.

6 июля празднование Сретению чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Владимирской установлено в память избавления Руси от монголо-татарского ига в 1480 году.  Об этом знаменательном событии русской истории подробно говорится в летописной «Повести о стоянии на Угре». После одержанной победы Русское государство стало суверенным не только фактически, но и формально.

Весной 1480 года хан Большой Орды Ахмат отправился в поход на Русь, отказавшуюся с 1476 года платить дань татарам. Продвигаясь вперед к Москве, он дошел до устья реки Угры, левого притока Оки, где был остановлен русской ратью. Если бы ордынской коннице удалось форсировать реку, то через три-четыре перехода войско Ахмата могло подойти к столице. Русские военачальники перекрыли татарам все броды и переходы через реку. Несколько дней шли бои за переправу через Угру, и, когда все атаки были отбиты, началось «стояние на Угре». Стояние это, по словам летописца, было мирным и тихим. В это время вся Русь возносила молитвы к Пресвятой Богородице, особенно усердно перед Владимирской Ее иконой, которая уже не раз являла свою чудодейственную помощь, спасая страну от погибели.

В ноябре князь Иван III приказал отвести русские силы от Угры к Боровску, и хан Ахмат, решив, что ему уступают берег для решающей битвы, вдруг сильно испугался и начал быстрое отступление. В погоню за отступающими ордынцами были отправлены лишь небольшие русские силы, но они окончательно изгнали неприятеля с родной земли. В память этого события в Москве стал ежегодно совершаться крестный ход из Успенского собора в Сретенский монастырь. А река Угра с тех пор слывет Поясом Богородицы.

8 сентября праздник установлен «избавления ради от нашествия безбожных агарян, поганаго царя Темир-Аскака». В 1395 году Тамерлан с полчищами татар приблизился к Москве. У народа христианского оставалась надежда лишь на помощь Божию. И тогда великий князь Московский Василий Дмитриевич повелел принести икону из Владимира в Москву. Десять дней длился путь Владычицы с берегов Клязьмы. По обеим сторонам дороги стоял коленопреклоненный народ и, протягивая руки к иконе, взывал: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В белокаменной Владимирскую икону ждала торжественная встреча: крестный ход со всем городским духовенством, семья великого князя, бояре и простые москвичи вышли на городские стены на Кучково поле, встретили и проводили чудотворную до Успенского собора Кремля. Было это 26 августа (ст. ст.). «Весь град изыде противу иконы на сретение ею», — свидетельствует летописец. Митрополит, великий князь, «мужи и жены, юноши и девы, дети и младенцы, сироты и вдовицы, от мала до велика, со кресты и иконы, со псалмы и с песньми духовными, паче рещи все со слезами, иже не обрести человека, не плачущася с воздыхании немолчными и рыданием».

И Богородица вняла молению уповавших на Нее. В самый час сретения чудотворной на берегу Москвы-реки Тамерлану в его шатре явлено было сонное видение: с высокой горы спускались святители со златыми посохами, а над ними в несказанном величии, в сиянии ярких лучей парила Лучезарная Жена; бесчисленные сонмы Ангелов с огненными мечами окружали Ее. Тамерлан очнулся, трепеща от ужаса. Созванные им мудрецы, старейшины и гадальщики татарские разъяснили, что виденная им во сне Жена есть Заступница православных, Матерь Бога, и что сила Ее неодолима. И тогда Железный Хромец велел своим полчищам повернуть вспять.

В каких случаях прошение не поможет

Когда на вашем жизненном пути возникают препятствия или болезни, не спешите жаловаться на судьбу. Загляните себе в душу, убедитесь, что там не обитают старые обиды и завышенные ожидания. Если вы чувствуете, что ваши духовные силы подтачивает неверие, посетите храм, исповедуйтесь.

Лики Иисуса-младенца и Богородицы, изображенные на полотне, выражают кротость и нежность. Святыня из Владимира демонстрирует торжество духовной силы.

Чтобы молитва принесла вам избавление от бед и неудач, задумайтесь о своем прошлом. Над вами довлеют грехи бурной молодости.

Поякаяние перед молитвой Богородице Владимирская

Какие обстоятельства могут препятствовать установлению духовного контакта с Богом:

  • нарушение вами клятвы;
  • попытка несправедливо оклеветать ближнего; Иисус Христос при своей земной жизни испытал много страданий по вине клеветников — человек, движимый в своих поступках корыстью и подлостью, не может рассчитывать на милосердие небес;
  • финансовое мошенничество;
  • жестокость по отношению к детям; умиление и нежность Богородицы распространяется на всех детей мира — если вы проявляете жестокость к родному или приемному ребенку, беспричинно браните и наказываете его, Святая Матерь проигнорирует ваши проблемы;
  • высмеивание святынь; честность и принципиальность — лучшее одеяние для души, Пречистая Матерь осталась верна своему духовному долгу, от нас не требуется многого — лишь хранить душу и тело в чистоте и уважать православные традиции;
  • неуважительное отношение к старшим;
  • ваш отказ в помощи вдовам и сиротам; если вы имели возможность оказать посильную помощь людям, находящимся в нищете и горестях, но проигнорировали их просьбы, Небесная Царица может остаться глуха к вашим мольбам;
  • аморальное поведение (беспорядочные сексуальные связи, употребление наркотиков);
  • гордыня.

Уяснив, что мешает вам открыть сердце для молитв, покайтесь в содеянных грехах. Если ошибки, совершенные вами, можно исправить, сделайте это. Попросите прощения у людей, которых вы несправедливо обидели.

Примите решение оставить прежнюю стратегию поведения, которая оказалась разрушительной для вас. Сделав это, вы сразу ощутите необъяснимую легкость. Милосердие Пресвятой Заступницы прольется на вас: ваше физическое и духовное здоровье укрепится.

Повесть ее написания и появления на Руси

Предание гласит: образ данный написал сам апостол Лука. Причем за основу он выбрал доску стола, следовать которым трапезничали сама Богоматерь и ее Сын. Увидев икону, Маруля произнесла: «Пусть отныне с этим образом будет благодать моя и Родившегося с меня».

В начале 12 века оригинал иконы находился в Константинополе. Для того чтобы укрепить дружбу с русскими христианами, с иконы сделали список, который передали в Азагориум. Князь встретил ее с почестями и повелел разместить в Богородичном монастыре.

К сожалению, безвыгодный все хорошо было в то время в стране и на престоле. Место захватил Юрий Долгорукий. Сыновья князя все время спорили, кроме до смерти отца деля наследство. В конце-концов княжич Андреич в 1155 году решил основать отдельное, неподвластное киевскому престолу Пруссия на севере. Отправившись туда, он втайне прихватил с собой и тип Богоматери.

Популярные статьи  Совместимость: женщина-овен и мужчина-близнецы

Остановившись во Владимире на отдых, вскорости Андрей решил уезжать дальше. Однако лошади вдруг отказались идти. И даже когда лошадей поменяли, хвост не сдвинулся с места.

Княжич начал молиться Деве Марии, и возлюбленная явилась к нему, приказав оставить ее образ во Владимире, (само собой) разумеется к тому же, возвести для иконы собор.

Андрей послушался Небесную Царицу и остался кайфовый Владимире, объявив город первопрестольным. Здесь образ остался на один или два сотен лет, отчего и получил свое название.

А в 1480 году икону перевезли в Москву, в Успенский съезд. Но Владимирский собор не осиротел — здесь оставили список с иконы, автором которого стал своевольно Андрей Рублев.

Москвичи ожидали святой образ с большим трепетом и благоговением. Для месте, где город встречал образ, даже соорудили Сретенский ханака, названный от слова «встреча».

После революции Успенский собор закрыли. К счастью, старинную икону малограмотный сожгли, а пощадили, посчитав произведением искусства. Посему ее перенесли в Третьяковскую галерею.

И поуже в наши дни, в 1999 году, образ вернулся в лоно церкви — в синагога Святителя Николая (Толмачи).

С какими чудесами связано существование этой иконы?

  • 1395 годик. Чтобы защитить Москву от войска хана Тамерлана, из Владимира принесли икону (практически, поэтому москвичи так трепетно ожидали ее приезда). Всю в сторону святыню несли на руках с молитвами. И случилось чудо: войско отнюдь не атаковало город, отступив. Согласно легенде, хану приснилась прекрасная особь женского пола, ведущая за собой огромное войско, которое угрожало его армии.
  • 1451 годок. Москве угрожало татарское войско под предводительством ногайца Мазовши. Московский митрополит организовал крестный пневмоход вокруг города с иконой Богоматери во главе, и враги отступили.
  • 1521 годок. Богородица снова спасла Москву, в этот раз — от хана Махмет-Гирея, полчища которого не смогло взять город.

Из-за сих трех победных случаев (хотя на самом деле таких побед небесных сил надо земными воинствами было больше, просто эти — самые известные) Владимирская Божья Родительница почитается защитницей всех русских земель.

Но известна эта спорительница и множеством чудесных исцелений.

  • У супруги князя Андрея, по времени названого Боголюбским, были трудные роды. Но когда икону Богоматери (которая уж в те времена прослыла чудотворной) обмыли водой и эту воду дали пьяный княгине, она родила здорового малыша.
  • Еще одна беременная, в оный раз супруга священника, молилась этой иконе, после чего Божья Матушь спасла ее от взбесившейся лошади.
  • Настоятельнице монастыря принесли воды, которой омыли облик иконы — и она исцелилась от слепоты.
  • Женщина по имени Ефимия долгих семь планирование страдала от сердечной болезни. Узнав о чудесах Владимирской иконы, возлюбленная послала для нее щедрое подаяние — много драгоценных украшений. В награда за них священник привез ей святой воды от иконы. Выпив ее, горюнья исцелилась.

И это далеко не полный перечень чудес.

Курьезно, что чудесными исцелениями отличилась не только оригинальная Владимирская танка, но и списки, написанные с нее.

Значение образа

По типу иконографии (написания) буква икона — «Элеуса», то есть «Умиление». Она показывает нежность, царящую в среде Богородицей и ее Сыном.

Такая трогательная икона не может мало-: неграмотный вызвать умиления.

Более глубокий, богословский смысл образа: Небесная Королева — это прообраз человеческой души, искренне наслаждающейся общением с Сыном Божьим.

Иконы с Девой Марией рисуют в свой черед в такой технике:

В каких событиях российского государства участвовала икона?

  1. 1451 год – нашествие татар на Москву. Тогда город был осажден язычниками, и митрополит Иона решил пронести икону крестным ходом. В это время неприятели услышали шум, который был похож на приближающуюся помощь в виде войска Василия Дмитриевича. Татары сняли осаду и удалились.
  2. 1480 год – ожидалась битва с татаро-монголами. По обе стороны реки Угры уже выстроились войска – русское и татарское, но сражения не произошло. Тогда народ яростно молился перед иконой и противники после долгого стояния решили уйти. Это событие названо «великим стоянием на реке Угре».
  3. 1521 год – снова нашествие татаро-монгол. Они начали поджигать Москву, но, не нанеся городу ощутимого урона, поспешно удалились. И в этот раз все московское население стояло на коленях перед иконой. Очередное избавление принято отмечать 3 июня каждого года.
  4. 1613 год – с иконой Богоматери происходит встреча войск Минина и Пожарского, которые были освободителями русской земли от польских захватчиков.

Кроме этого летопись тоже хранит немало чудесных спасений и исцелений посредством молитвы перед иконой Божьей Матери:

  • Женщина, которую звали Ефимия, страдала сердечными болями, но узнав о существовании иконы Богоматери во Владимире, отправила туда священника с подарками (драгоценности, украшения и золото). Из монастыря батюшка привез воду, которой омывали икону, женщина выпила ее, помолилась, и ее сердце больше никогда не болело.
  • Однажды в Вышгороде на людей упали Золотые ворота. Князь Андрей Боголюбский стал усердно молиться перед иконой Божьей Матери, чтобы люди не пострадали слишком сильно. Когда ворота подняли, оказалось, что никто из мужчин и женщин, извлеченных из них, даже не получил ни царапины.
  • Одна из настоятельниц монастыря с возрастом потеряла зрение, но как-то раз помолилась Богоматери, омыла лицо водой, которой ранее омыли икону, и неожиданно для всех прозрела.
  • Жена священника, будучи беременной, молилась перед иконой Божьей Матери о том, чтобы Бог сохранил малыша и благословил хорошими родами. После этого она с некоторыми мужчинами и женщинами оказалась в конюшне с лошадью, которая взбесилась и крушила все вокруг. Не пострадала от скакуна только эта женщина, остальным лошадь принесла немало увечий.

Эти далеко не все примеры того, когда молитва перед иконой Владимирской Божьей Матери.

Когда помогает сила молитвы «Владимирской» иконе Божьей Матери

  • излечить от духовных и телесных болезней;
  • исцелить заболевания глаз, сердца и сосудов;
  • наставить на истинный путь;
  • пресечь греховные мысли,укрепить веру;
  • оберегать жилье;
  • защитить отврагов;
  • примирить негативно настроенных,и находящихся в ссоре;
  • одуматься тем, кто отошел от Господа.

Чаще всего с молитвой к «Владимирской» иконе Богородицы обращаются женщины, которые долго и безуспешно пытаются зачать и родить здорового ребенка. И их мольбы, даровать возможность испытать счастье материнства, всегда будут услышаны. Во время появления на свет, Богородица будет оберегать и дитя и мать. К Пречистой приходят за помощью и мужчины. К примеру, при сильном волнении перед ответственным мероприятием. Молясь, они просят даровать силы и оберегать от неудач и необдуманных шагов. Богородица помогает морально окрепнуть, не позволит впасть в уныние, придаст уверенности. Молитва наставляет на веру в Спасителя, очищает от злых мыслей ум и душу, смягчает сердца, помогает принять правильное решение. Каждый молящийся будет услышан, если обращается с чистым сердцем. «Владимирская» Божья Матерь всегда видит страдания человека. Она является заботливой и любящей матерью для каждого христианина. Пречистая огорчается, когда люди грешат, и всегда радуется, когда они искренне раскаиваются. Ее прошение перед Господом самое сильное, а сила искренней молитвы спасет от бед, неприятностей и излечит от недугов.

Популярные статьи  Инжир: гороскоп друидов

Иконография образа, детали, символика

На иконах Богородица изображена с Иисусом Младенцем. Он стоит у Матери на коленях, редко – Она держит Его на руках. Ножки Богомладенца всегда видны из-под одеяния, Лицом Он прильнул к щеке Пресвятой Матери, обнимая Её за шею. Голова Приснодевы редко покрыта мафорием, в основном она открыта, волосы распущены и ниспадают к плечам.

Вологда, ок. 1783 г., Дерево, темпера, 31.5 × 24.5 см

Иногда Царицу Небесную и Её Сына изображают в коронах. Руки Матери сомкнуты в кольцо вокруг Младенца, пальцы соединены в замок. В некоторых случаях лик пишут среди облаков, как во весь рост, так и в поясном изображении Богородицы.

Литература

  • ПЛДР XII в. , М., 1980, с. 592-597 (ст. «О преподобном Спиридоне просвирнике и об Алипии иконописце»,Киево-Печерский Патерик ).
  • Толстой М. В., «Древние святыни Ростова Великого», ЧОИДР , 1847, кн. 2, с. 21.
  • Н. К. , Сведения о Владимирской иконе Богоматери, принадлежащей Ростовскому Успенскому собору , Ярославль, 1873.
  • М. и В. Успенские, Заметки о древнерусском иконописании: Известные иконописцы и их произведения: Св. Алимпий и Андрей Рублев , СПб., 1901, с. 16-18, ил. 3.
  • Титов А. А., Ростов в его церк.-археол. памятниках , М., 1911, с. 24-25.
  • Талицкий В. А., Ростовский Успенский собор , М., 1913, с. 38-40.
  • Ровинский, Обозрение иконописания , с. 122.
  • Кондаков Н. П., Иконография Богоматери: Связи рус. иконописи с итал. живописью раннего Возрождения , СПб., 1911, с. 172.
  • Анисимов А. И., «Домонгольский период древнерус. живописи», он же, О древнерус. искусстве , М., 1983, с. 326.
  • «Письма И. Э. Грабаря из экспедиций», Грабарь И. Э., О древнерус. искусстве , М., 1966, с. 245.
  • Пуцко В. Г., «Ростовское серебряное дело XVII в.», Mysej применене уметности , Београд, 1975/1976, Зб, 19/20, с. 121.
  • Пуцко В. Г., «Киевский художник XI в. Алимпий Печерский: По сказанию Поликарпа и данным археол. исслед.», Wiener Slav. Jb. , 1979, с. 84.
  • Сазонов С. В., «Алимпий Печерский и икона «Богоматерь Владимирская» из ростовского Успенского собора», СРМ , 1995, вып. 8, с. 63-75.
  • Вахрина В. И., «К истории почитания чудотворной Владимирской-Ростовской иконы Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Ростова Великого», ИХМ , 2002, вып. 6, с. 197-213.
  • Вахрина В. И., «Иконы Ростова Великого», М., 2003, с. 136-140, 296-297.

Символизм иконы и ее стиль

Богословы интерпретируют символизм иконы как то, что Дева Мария предназначает своего младенца Иисуса в жертву за грехи всего человечества. К подобному выводу они пришли потому, что на оборотной стороне иконы изображены символы страданий Христа (трость с губкой, копье и крест). Нежность и ласка, которая изображена на иконе, «говорит» о том, что Мать очень любит своего Сына, но отдает его на поругание и смерть ради того, чтобы Он спас человечество от греха и ада, совершенно добровольно. Потому что понимает, что иного Спасителя у мира больше не будет.

Икона была написана в период Византийского искусства и относится к дематериализации живописи, что характеризуют размытые и еле видные очертания, нет четких линий, но присутствуют  детали. Одежды Богоматери и Младенца неким орнаментом легли на изображение. Впечатление нерукотворной работы создается слабыми линиями, что является главным средством выражения живописи того времени. Это канонический образец без специальной графичности.

Как икона оказалась на Руси и получила свое название?

Легенда, дошедшая до современных верующих «говорит», что написал икону Святой апостол и евангелист Лука на столе, за которым часто обедали Божья Матерь, Иисус Христос и Иосиф (муж Марии и отчим Спасителя). Дева Мария, взглянув на изображение себя и Младенца, сказала, что с этого времени все будут ублажать ее и образ принесет верующим в Иисуса Христа Божью благодать. Святой апостол Лука жил в Иерусалиме, поэтому первое время икона находилась именно там. Но в 450 году ее перенести в Константинополь. В XIIвеке местным патриархом Лукой с иконы была написана копия и послана в Киев в качестве драгоценного дара князю Мстиславу. Богородичный монастырь стал обителью для изображения Божьей матери со Спасителем на руках в 1131 году. Уже тогда слухи о том, что она защищает и оберегает, прошли по всей Руси.

По тому же приданию Богородичный монастырь находился в Вышгороде, в котором жил князь Андрей Боголюбский. Он решил вернуться на родину, Суздальскую землю, и взял икону с собой, молясь перед ней во время своего путешествия. Проезжая мимо Владимира, он решил отдохнуть в городе. После отдыха, только выехав из него, лошади его неожиданно остановились и отказались двигаться дальше. Князь не мог понять, в чем дело и принялся молиться Богоматери. Во время молитвы она предстала перед мужчиной и сказала о том, что ему следует оставить икону во Владимире и построить для ее обитания собор. С того времени она и получила название Владимирской.

Чудеса

Помимо невероятного спасения Москвы от врагов, в истории сохранились и другие чудеса, совершенные Божией Матерью:

  1. В Вышгороде образ несколько раз перемещался по монастырю без какого-либо человеческого вмешательства. Это произошло еще до ее перевоза во Владимир;
  2. Во Владимире на 12 человек внезапно обрушились Золотые ворота, придавив их. Один из людей прочитал молитву Богородице (по другой версии молился сам князь Андрей), и все люди смогли спастись без каких-либо травм;
  3. Жена князя Андрея долго (более 2 дней) мучилась при родах и никак не могла разрешиться. Только после молитвы князя женщина благополучно родила здорового малыша, не пострадав;
  4. Когда князь Андрей Боголюбский отправился в Ростов, на его пути пролегла широкая река. Князь отправил слугу найти брод для перехода, но тот оступился и пошел ко дну. После молитвы князя слуга выплыл целым;
  5. Вода, омывавшая икону, являлась чудотворной и исцеляла многие болезни. Например, настоятельница одного монастыря Мария стала видеть, просто выпив воды и помолившись. Похожее чудо случилось с прихожанкой Ефимией, страдавшей от сердечной болезни около 7 лет: она передала со священником, следовавшим в Москву, все украшения. Тот привез женщине святой воды, которую она выпила и помолилась. Через некоторое время женщина оказалась полностью здорова;
  6. Жена священнослужителя Микулы, будучи беременной, чудом спаслась от взбесившейся лошади, успев произнести молитву;
  7. Существует неподтвержденная легенда, что во время ВОВ икону на самолете пронесли над всей Москвой, чтобы защитить столицу от захватчиков. Когда самолет с образом на борту сделал 3 круга, пошел густой снег, температура упала, появился туман. Это стало причиной дезориентации врага.

К сожалению, выяснить, какая именно икона причастна к чудесам (оригинальная из Константинополя или ее список), невозможно, но многие отмечали, что чудеса творят практически все образы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: