Владимирская икона божией матери: история происхождения

Об осужденных, прощении греха аборта и больных раком


Икона «Всех скорбящих радость»

Икона «Всех скорбящих радость» появляется в русской иконографии в XVII веке. По преданию тяжело больной сестре московского патриарха Иоакима Евфимии было видение. Лежащей на постели гостил посоветовал позвать священника с образом из храма Преображения Господня на Ордынке для совершения молебна. Евфимия получила исцеление. С тех пор икона почитается чудотворной.

На иконе, помимо Богородицы, изображаются люди, страдающие болезнями и жизненными тяготами. Перед образом «Всех скорбящих радость» люди просят разрешения внутренних душевных переживаний, например, прощение за совершение аборта или о примирении с близкими.

Перед иконой также молятся о помощи в принятии правильного решения, сохранении семьи, об освобождении осужденных и исцелении больных онкологическими заболеваниями и другими болезнями,  а также в избавлении от пагубных привычек и зависимостей и устроении дел. Память иконы – 24 октября.

Значение в православии

В православной иконописи подобный стиль не применяется, хотя западная иконография оказала большое влияние на ее формирование. Приоритетом православной иконографии является духовная суть образа, через который видна его близость к Богу. Поэтому православные лики отличаются условностью изображения, со строгим соблюдением канонов по сюжету (соответствия библейским текстам), оформлению.

В католической иконописи присутствует художественный элемент, допускающий отклонения от Евангелия. Например, на иконе «Святое семейство» Иосиф Обручник изображается молодым человеком, в то время, как он был 80-летним старцем. Иосиф был хранителем чистоты и девственности Марии. Изображение молодого мужчины рядом с Богородицей искажает библейскую суть. Несведущий человек посчитает Обручника отцом младенца Иисуса.

Есть как сторонники, так и противники нового святого образа. Для доказательства святости образа приводят сведения, что он был, во-первых, написан по благословению, во-вторых, праздник Введения в храм отмечается в Русской Православной Церкви.

Из жизнеописания Пресвятой Девы известно, что она родилась у престарелых Анны и Иоакима по велению Господа, о чем их предуведомил ангел Божий. Мать дала зарок отдать ребенка (сына или дочь) в дар Господу для вечного служения. Когда Марии исполнилось 3 года, родители отвели ее в храм. Согласно апокрифу, будущую Богородицу у входа встретил первосвященник Захария, отец Иоанна Крестителя.

Анна поставила дочь на первую ступеньку лестницы, ведущей в храм. Мария, не оглядываясь, побежала наверх, к Захарии, быстро преодолев 15 ступеней. При храме она прожила до 12 (по другим сведениям – 14) лет. Здесь ее обучали Священному Писанию, рукоделию.

С ранних лет девочка отличалась отзывчивостью к людским страданиям и особой духовной силой. Ежедневные молитвы укрепляли ее дух и веру в Господа. В 12(14) лет, по повелению Господа, она была отдана замуж за Иосифа Обручника. Введение в храм Пресвятой Девы входит в перечень двадцати самых значимых православных праздников. В честь этого празднования в РПЦ имеются освященные храмы, называемые Введенскими.

Для противников новоявленного святого образа главными доводами является:

  • нарушение канонического стиля в изображении;
  • запрет монашествующим женщинам совершать таинства, то есть благословение настоятельницы не имеет никакого значения для освящения иконы;
  • отсутствие на ребенке головного убора на голове.

На канонических православных иконописных образах рядом с девочкой присутствуют родители, первосвященник, видны храм, лестница. Фигурка ребенка отличается от стоящих рядом взрослых только размером. На Марии традиционный наряд взрослой замужней женщины: покрывало, укрывающее ее с головы до земли (мафорий).

Популярные статьи  Молитва вонифатию от пьянства сына

На основании таких отличий большинство православного духовенства считает, что это художественное изображение сюжета из Священного Писания, близкое к католическому стилю.

Католической иконографии присуще вольное толкование евангелистских историй. Лики святых, ангелов, Божьей Матери, Иисуса Христа похожи по исполнению на живописные произведения. По ним можно судить об эмоциональном настрое персонажей.

Картины на библейские темы западных художников сложно отличить от иконописных образов. Например, картину Тициана «Введение во храм Пресвятой Богородицы», хранящуюся в картинной галереи Венеции. Художник изобразил Марию на лестнице, одетую в голубое платье, с непокрытой головой.

Почитатели одухотворенного образа маленькой Девы Марии в качестве контраргументов напоминают, что у канонических изображений Богородицы «Взыскание погибших», «Ахтырская», «Помощница в родах» отсутствует омофор (головной платок). Цветовая гамма (бело-голубая-коричневая) иконы является традиционной для православной иконописи.

Значение иконы определяется отношением к ней верующего, наличием искренней веры. Молитвы перед святым образом «Трилетствующая» помогли многим людям обрести надежду, решить вопросы воспитания детей. Новизна изображения не умаляет его христианского значения.

Священнослужители относятся к детскому образу Девы Марии сдержанно. В РПЦ имеется около 800 святых ликов Небесной Царицы, созданных в православных традициях для создания молитвенного настроения. По мнению духовенства, эти изображения имеют историю появления, освящение. Вид маленькой девочки на иконе скорее вызывает умиление, не способствуя духовному общению с Богом.

Перед какими иконами и в каких случаях молиться?

Каждая икона Богородицы посвящена событию Ее земной жизни или событию Ее явления людям в тот или иной непростой момент их истории. И, конечно, молясь перед каким-либо образом Пречистой Матери, верующий человек обращается именно к Ней, а не к какой-то из сущностей Богородицы.

Образ, запечатленный на иконе, тождественный просьбе человека, помогает сосредоточить молитвенное внимание, проникнуться событиями далеких дней и вспомнить, что когда-то Святая Мария помогла людям в похожей ситуации. Для многих икон установлены отдельные праздники с торжественными богослужениями и специально написанными в воспоминание молитвами

Для многих икон установлены отдельные праздники с торжественными богослужениями и специально написанными в воспоминание молитвами.

Сильные иконы

Владимирская икона Божией матери

Из преданий известно, что эту икону написал сам евангелист Лука. Ее стали называть чудотворной после того, как она трижды отводила вражеские войска от Москвы.

Обычному человеку Владимирская икона Божией матери способна помочь в принятии верного решения, в исцелении физических недугов (часто ей молятся во излечение от болезней сердца и глаз), в избавлении от греховных помыслов и смуты.

Икона «Троица»
Знаменитую икону написал не менее знаменитый и почитаемый иконописец — Андрей Рублев. Образ имеет сюжет: в его основе встреча трех странников, которые олицетворяют триединство Господа с Авраамом. Икона помогает верующим отыскать правильный путь, а также очиститься от греха или негатива.

Смоленская икона Пресвятой Богородицы
Это один из самых распространенных образов в византийском и русском искусстве написания икон. У христиан эта икона ассоциируется с символом мира и здравия. Перед Смоленской иконой Пресвятой Богородицы верующие молятся о защите родной земли от врагов, о здоровье тех, кто ушел на фронт, также о тех, кто путешествует или просто находится далеко от дома.

Популярные статьи  Сочельник и рождество - традиции: как праздновать рождество и что приготовить на рождество

Иверская икона Божией Матери
Этот лик также можно встретить под названием Привратница, Вратарница или Портаитисса. Свое первое название она получила в честь монастыря, который находится в Грузии, Иверия.

Зачастую верующие обращаются к иконе с просьбами об утешении в бедах, умножении плодородия земли, сбережении от напастей. Также у Богородицы можно просить не только за себя, но и за своих близких и даже врагов.

Угрешская икона Святителя Николая Чудотворца
Еще в древности люди на Руси относились к Николаю Чудотворцу с особым пиететом. Нравственный идеал угодника Божия был созвучен с моральным укладом русского народа. Николай имел кроткий, смиренный и милосердный характер, что очень импонировало людям.

Сегодня верующие обращаются к угоднику с просьбами о помощи в, казалось бы, безвыходных ситуациях. Невозможно точно определить особую область его покровительства, но известно точно одно — ему близки все человеческие нужды и страдания.

Икона Божией Матери Семистрельной
Также икону можно встретить под названием «Умягчение злых сердец» или «Симеоново проречение». На лике изображена Божья Матерь, которую пронзают семь стрел.

Число семь в христианстве символизирует полноту или избыток. В данном случае речь идет о бесконечной боли и горечи матери. Верующие зачастую обращаются за помощью к Божьей матери при вспышках ссор и вражды, злобы и гнева.

Икона блаженной Ксении Петербургской
Ксения Петербургская — одна из самых почитаемых русских святых. Могила блаженной находится в Петербурге на Смоленском кладбище, удивительно, но там всегда многолюдно.

Верующие обращаются к Ксении с молитвами о счастливом браке, об успешном завершении дел и начинаний. Также нередко бездетные пары просят блаженную о появлении малышей.

Икона Преображение Господне
Преображение Господне — одно из важнейших событий евангельской истории. В этот день Христос на горе Фавор поведал трем своим ученикам достоинство Богосыновства. Зачастую люди просят у Господа защиты от всего, что может поколебать их веру. Также перед иконой молятся об укреплении своих сил и спасении души.
 

Икона Святителя Спиридона Тримифунтского
Именно за свой добродетельный нрав святитель Спиридон был поставлен из простого земледельца в епископы. Чудотворец вел обычную жизнь крестьянина: сам работал на своих полях, помогал бедным, а также исцелял немощных. Сегодня молитвы Святому Спиридону ведут к материальному благополучию, успехам в начинаниях и работе.

Икона Святого Василия Блаженного в молении ко Христу
Икона была написана в конце XVI века для Храма Василия Блаженного. Верующие молятся Святому Василию о даровании смирения, терпения в гонениях и насмешках. Также к нему обращаются за помощью в исцелении различных недугов, в частности наркомании и пьянства.

Икона «Всех скорбящих радость». Благодатная заступница

По обычаю Богоматерь изображают сообразно словам молитвы, обращенным к Ней. «Помощница обидимых, не надеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление», — так мы именуем образ, воплощенный на иконах «Всех скорбящих Радость».

Популярные статьи  Порок человека. пороки и добродетели человека

Поэтому Божия Матерь здесь показана в окружении бедствующих людей — раздетых, больных, голодных, а также ангелов, совершающих благодеяния от Ее имени. Сама Заступница пишется на иконе во весь рост, в царском одеянии и с венцом на голове. Над Ней в облаках восседает Спаситель, который в левой руке держит Евангелие, а правой благословляет. Известны разные иконографические виды образа.

Московская икона «Всех скорбящих радость» Преображенского храма на Большой Ордынке изображает Богородицу с младенцем Иисусом, над ними парят ангелы. Особенностью этой иконы является изображение ряда святых во главе с Сергием Радонежским, на лентах — тексты с молитвенными наименованиями благодатной помощи от Богоматери. Существует немало списков (копий) чудотворного образа, где Пречистая Дева изображается без Младенца. Особенно широко известна икона «Всех скорбящих Радость» с грошиками.

Согласно преданию, первое чудо от этой иконы произошло в 1688 году: благодаря молебну у образа Богоматери в храме Преображения на Ордынке излечилась от тяжелой болезни раба Божия Евфимия, родная сестра московского Патриарха Иоакима. Чудесное исцеление произошло 6 ноября, и в память об этом было установлено празднование в честь иконы «Всех скорбящих Радость», а храм получил наименование чудотворного образа. Вскоре он прославился на всю столицу под именем «Скорбященского». С тех пор, как свидетельствуют церковные книги, многие болящие и скорбящие, молитвенно обращаясь к Богородице, стали получать исцеление и избавление от бед: слепые прозревали, немые получали возможность говорить, а глухие — слышать, бездетные женщины рожали здоровых младенцев, страждущие избавлялись от невзгод.

Икона «Всех скорбящих Радость» полюбилась не только простым верующим, но и членам венценосных семей. В 1711 году, при переезде царской резиденции в Петербург, сестра Петра I великая княгиня Наталия Алексеевна увезла с собой копию Скорбященской иконы, которая стала одной из главных святынь новой столицы.

Позднее, по указанию императрицы Елизаветы Петровны, тоже глубоко почитавшей икону «Всех скорбящих Радость», в Петербурге воздвигли храм в честь дивного образа. Впоследствии Скорбященская икона Божией Матери была щедро и богато украшена императрицей Екатериной II, графиней Головкиной, графом Шереметевым и другими знатными особами. Сейчас этот чудотворный образ находится в Троицком храме Санкт-Петербурга, который в народе называют «Кулич и Пасха».

Самочинный неканонический образ «Взбранной Воеводе Победительная»

Существует ещё одна икона, которую называют «Победительной». Она представляет собой Ченстоховский образ Божьей Матери «переодетый» в кольчугу и шлем. Благодаря интернету, это изображение было широко растиражировано, обросло сомнительными легендами и даже получило отдельное название – «Взбранной Воеводе Победительная».

Кто был инициатором этого самочиния, неизвестно. Однако православные священнослужители данное изображение единодушно порицают:

«На мой субъективный взгляд, это уже какое-то кощунство над святыми образами. Мне все эти иконо-переодевания напоминают журналы для девочек, в которых нарисованы девицы и платьица – все это надо вырезать и примерять персонажу. Таким образом иконописный лик можно и в скафандр нарядить и назвать “Хранительница планеты Земля”».

Иерей Святослав Шевченко, Благовещенск, Амурская область

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: