Икона божией матери «державная»

Икона божией матери "державная" - значение, история, о чем молятся

Иконография Державной иконы Божьей Матери

Эту икону Божьей Матери невозможно спутать ни с одним другим из Богородичных образов, несмотря на то, что она относится к довольно известному иконографическому типу – Панахранта (или Всецарица). Для этого типа изображений Богородицы характерны следующие общие черты:

  • в центре композиции расположен престол, на котором восседает Богородица;
  • на коленях она держит Богомладенца, поднявшего руки в благословляющем жесте.

Русскими православными христианами почитаются такие иконы типа Панахранта как Киево-Печёрская, Свенская, Ярославская и другие. Однако Державная отличается от них важными деталями и нюансами:

  • на голове Богородицы, помимо покрывала-мафория, надета корона;
  • в правой руке Всецарица держит скипетр, а в левой – державу;
  • левая рука Богомладенца развёрнута ладонью вверх и как бы указывает на державу;
  • в сегменте неба в композицию включено изображение Господа Саваофа, воздевшего руку в благословляющем жесте.

Митрополит Тихон, принимавший действенное участие в прославлении Державной иконы, в своём исследовании писал:

«Икона не древняя, приблизительно конца XVIII века (не старше), по форме (вверху овальная) иконостасная, средняя, из третьего пояса (пророческого). По образу написания икона принадлежит к типу Цареградских икон Богоматери. Икона, вероятно, осталась от иконостаса, бывшего от Вознесенской церкви ранее нынешнего».

Такая датировка иконы вкупе с изображённым на ней Господом Саваофом может вызвать удивление у людей, знающих каноны. Ведь известно, что ещё в XVII веке, в 43 правиле Большого Московского собора было сказано:

«Повелеваем убо от ныне Господа Саваофа образ в предь не писати: в нелепых и не приличных видениих зане Саваофа (сиречь Отца) никтоже виде когда воплоти».

С этого времени изображение Бога Отца оставили дозволительным лишь для сцен Апокалипсиса. Таким образом, икона Божьей Матери «Державная» стала редким исключением из правила.

Обретение иконы

Третий год длилась Великая война. Страну сотрясали стачки и хлебные бунты. Поражения на фронтах следовали одно за другим. А крестьянке из слободы Перервинского монастыря Евдокии Адриановой привиделась в снах белоснежная церковь и восседающая над ней женщина. Говорила она, что должна Евдокия найти почерневший образ и сделать его красным.

Евдокия отправилась в село Коломенское и поведала о видениях настоятелю Вознесенского храма. Настоятель храма Николай Лихачев провел ее к иконостасу и показал все старые иконы. Но ни одна не походила на тот образ, что привиделся крестьянке Евдокии во сне и где находится эта икона никто не знал.

После продолжительных поисков в дальнем углу церковного подвала отец Николай обнаружил старую доску. Сквозь черную пелену с доски на пораженного настоятеля смотрели Божия Матерь и младенец Христос. Царица Небесная восседала на державном троне. В руках Божия Матерь держала скипетр и державу — символы императорской власти.

Обретение Державного образа случилось 2 марта 1917 года. В этот черный для страны день самодержец всероссийский Николай Романов подписал отречение. В трехсотлетней истории Дома Романовых была поставлена точка.

Весть об обретении иконы мигом облетела окрестности. Тысячи людей потянулись в Вознесенский храм, чтобы поклониться иконе Божией Матери. Многие люди увидели в обретении Державной иконы особый символ.

Стали считать, что гибель Романовых, пролетарская революция, красный террор — наказание народам России за тяжкие грехи. Но есть выход. Он в покаянии, в надежде на возрождение страны, возвращение ее законной власти. Ведь сама Матерь Божия взяла в свои руки символы власти.

Икона написана в конце восемнадцатого века. Вероятнее всего, для иконостаса одной из церквей Вознесенского монастыря. Монастырь размещался в Московском кремле. Долгие годы был местом погребения женщин царского рода.

Церкви монастыря неоднократно перестраивались. Иконостасы менялись. Один из них перенесли в Коломенское. Доски старели, требовалась замена. Почерневшие части иконостаса упрятали в подвал.

После обретения икону отреставрировали. С нее изготовили не один десяток списков. Под руководством патриарха Тихона подготовили акафист и службу к иконе. Но воинственные безбожники уже бесчинствовали в храмах. Началась кампания по изъятию ценностей у церковников.

Однако Державная Божия Матерь уцелела. Годы Советской власти она провела в хранилищах Государственного исторического музея в Москве. После распада СССР, в 1990 году музейщики возвратили ее в Коломенское. Там она и хранится в храме в честь Казанской иконы Божией Матери.

Правда не всегда ее можно там увидеть. Божия Матерь много путешествует по миру.

В 2003 и 2014 годах она побывала в Португальском городке Фатима. В начале прошлого века этом городе трем детям неоднократно являлась Божья Матерь. Она передавала им религиозные сообщения и пророчества. Одно из них напрямую касалось России и стало знаковым для русской монархии.

Богородица предупреждала о возможном приходе к власти большевиков, о том, что Россия распространит свои прегрешения по миру, что это приведет к войнам и поруганию церкви. В городе действует православный храм в честь Успения Божией Матери, там и была выставлена реликвия.

В 2007 году она побывала во многих странах Европы, США, на Австралийском континенте. Тысячи людей приходили в православные приходы поклониться святыне.

В честь иконы построены храмы и соборы в Самаре, Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге, Гдове. Многие ее списки тоже способны творить чудеса, помогать людям. Празднование иконе совершается в день ее явления — 2 (15) марта.

Своё мнение относительно верховной власти Господь сообщил через простую крестьянку

Интересно, что женщина, которая рассказала о месте, где лежит икона, видела сны, в которых Силы Небесные и указали ей на него. Получается так, что Господь предвидел предстоящее отречение. А может быть, Соборная клятва, данная представителями всех земель и сословий в 1613 году роду Романовых, была в 1917 году отменена? Мы можем только гадать и искать сокровенный смысл события. «Державная» икона Богоматери не отвечает, кто виноват в бедствиях народа и в захвате власти безбожниками. Значит, ответ нам знать и не нужно. Ведь отыскивая его, мы ищем виновного. А нам заповедано: «Не судите, и не судимы будете». Благословением и соборной молитвой Патриарха Алексия Второго православные граждане России принесли покаяние за то, что не сохранили монархию, что попустили нарушение и несоблюдение Соборной клятвы, произнесённой и скреплённой подписями перед первым Романовым — шестнадцатилетним Михаилом Федоровичем Романовым-Юрьевым — 300 лет назад.

Популярные статьи  Гороскоп совместимости женщины и мужчины со знаками зодиака дева и козерог

История образа «Державная»

Современная история образа началась с 1917 года, когда император Николай II отрекся от престола. Согласно легенде, жительнице села Коломенское Евдокии Адриановой накануне несколько раз снился один и тот же сон, где ей было дано указание найти вышеупомянутую икону. Не зная, что делать, крестьянка обратилась к настоятелю местного храма, отцу Николаю Лихачеву, который согласился ей помочь. Сначала была тщательно осмотрена сама церковь, а когда поиск не дал результатов, спустились в подвал. Именно там, покрытый толстым слоем пыли, хранился образ Божией Матери, приснившийся женщине.


Современная история образа началась с 1917 года

Слухи о найденном Святом лике быстро распространились по стране, и к нему начали стекаться паломники. Позже он побывал в Марфо-Мариинской обители, где перед ним преклонилась сама княгиня Елизавета Федоровна. Так икона «Державная» начала странствовать по разным храмам, а на праздники возвращаться домой, в Коломенское.

Иверская

В основном она помогает в избавлении от болезней, защите дома от нежеланных гостей. Монахи рассказали, что она предупреждает о негативных событиях, которые произойдут в мире в скором времени.

Икона Иверская

Где хранится

Впервые упоминается в 9 веке. В тот период над изображениями святых издевались, и они подлежали уничтожению. По легенде образ был спасен вдовой, но об этом узнали. Воины ворвались в дом женщины и проткнули образ, он закровоточил. Женщина помолилась Богородице и пошла к воде. Когда икона коснулась воды, то поплыла вертикально. Слух об этом дошел до горы Афон. Сын вдовы стал монахом на горе.

Недалеко от нее сотни лет назад причалил корабль с Марией. В 5 веке была создана обитель. Однажды монахи увидели столб огня из воды. Они пытались приблизиться к образу, но он отплывал по мере их приближения. Монахи молились Богу, чтобы он подарил икону им. Спустя некоторое время старцу привиделась Матерь Божья и сообщила, что отдаст им икону. Но для этого он должен явиться к ней по морю.

Братья разместились на берегу и начали молиться, пока старец шел по воде. После получения три дня ее держали в часовне и молились. После этого ее переместили в храм, а на месте, где она была, появился источник. Потом она появилась над воротами, ее снимали и возвращали на место, но образ опять появлялся над воротами.

Богородица снова явилась старцу и сообщила, что охранять ее не нужно, она сама будет хранительницей обители. Монахи построили церковь над вратами и образ до сих пор там находится. Чтят ее во вторник Светлой седмицы. Тогда совершается крестный ход к месту, где старец получил святыню.

Значение

В монастыре считают, что она творит чудеса:

  • Избавляет от недугов;
  • Пополняет запасы;
  • Охраняет от недругов.

По легенде во время нападения персов монахи молились и внезапно проснулась стихия и корабли врагов были потоплены. Выжил только военачальник. Он был поражен божественной силой и просил прощения. За отпущения грехов отдал все, что у него было на устройство обители.

Икона часто приводила в чувство братию. Однажды к ним обратился бедняк с просьбой о приюте, но ему было нечем платить и ему отказали. По пути в столицу он встретил женщину, которая дала золотую монету. Бедняк вернулся в обитель и дал ее привратнику. Братья были удивлены ее возрасту. Они вспомнили, что такие были на окладе иконы. Они спросили у нищего, где он взял монету. Из его рассказа они поняли, что это была сама Богородица. В качестве наказания у монахов испортился весь провиант, что оставался. С тех пор они никогда не брали платы у нищих и угощают паломников кофе, восточными сладостями и ракией (алкогольный напиток).

В обитель пригласили певца псалмов, он пел так замечательно, что другие певцы ему завидовали и отравили его. Он начал молиться Богородице и выпил масло из лампады. После этого исцелился и стал петь еще лучше, чем прежде.

Перед Первой Мировой Войной лицо ребенка на иконе стало сердитым. Служители обители предупреждают, что если лампада перед иконой начала раскачиваться, значит последуют бедствия

О чем просить

К этому образу обращаются:

  • За утешениями в трудные моменты жизни;
  • При возгораниях и пожарах;
  • Для увеличения количества урожая;
  • Для защиты от бед.

Эта икона помогает людям очистить душу. Если молиться ей, то негативные желания будут преодолены, а душа станет спокойнее. У нее просят защиты для себя, близких людей и врагов.

Где вешать

Это образ заступницы женщин и домашнего очага. Традиция предполагает размещения иконы над входом. В целом расположение икон не имеет значения, так же, как и их количество

Важно соблюдать стандартные правила: убирать место рядом с ней, не ставить светские предметы и т.д. Главное, что простые просьбы не могут быть услышаны, будут услышаны только просьбы с вложенной в них верой

Помните, что ничего не дается просто так.

Видения рабе Божьей Евдокии

Обстоятельства, при которых этот чудотворный образ был явлен людям, весьма удивительны. Как свидетельствовали очевидцы тех давних событий, некой благочестивой женщине, имя которой — Евдокия Андрианова, в ночь после праздника, установленного в честь чудотворного образа Иверской Божьей Матери, было видение. В тонком сне сподобилась она узреть Пречистую Деву, повелевшую ей отправиться в подмосковное село Коломенское и там, в Вознесенской церкви, отыскать Её, забытый всеми и почерневший от времени, образ.

Восстав поутру, изумлённая женщина долго молилась перед образом Спасителя, прося вразумить её для исполнения воли Его Пречистой Матери и даровать необходимые к тому силы. В случае же, если ночное видение было лишь дьявольским искушением (что тоже нередко случается) – оградить её от нечистой силы. «Спаси Господи и ниспошли благословение рабе Твоей Евдокии!», – неустанно повторяла она.

Популярные статьи  К чему горят уши: приметы по дням недели и времени суток

На следующую ночь, едва забывшись сном, женщина вновь увидела Царицу Небесную, повторившую ей своё прежнее повеление и прибавившую, что образ следует не только отыскать, но и, удалив с него пыль и копоть, поместить в церкви для всеобщего поклонения. Когда сновидение рассеялось, а вместе с ним ушли последние сомнения, Евдокия почувствовала необыкновенный прилив сил и жажду немедленно исполнить волю Пресвятой Девы.

В чем помогает икона

Название «Державная» само за себя говорит о том, что просить у Богородицы нужно о мире, спокойной жизни, прекращении междоусобиц. Но ведь если неспокойно на сердце и тяжело на душе, то сложно достичь мирного неба над головой.

О чем нужно просить у «Державной» Матери:

  • о прощении и смирении;
  • об искренней любви друг к другу;
  • справиться с тяжелыми болезнями, пережить любой недуг;
  • быстро восстановить здоровье после тяжелой операции;
  • встретить вторую половинку;
  • решить финансовые проблемы;
  • вернуть душевное спокойствие, обрести уверенность;
  • побороть внутреннюю злость, зависть;
  • избавиться от негативных мыслей.

Молитвы иконе Божией Матери «Державной»

Молясь Святому лику, следует не только просить, но также каяться и прославлять Пресвятую Богородицу с Сыном. Кроме просительных молитв, можно читать акафисты или тропарь. Лучше всего к образу обращаться ранним утром или после захода солнца. Во время беседы, нужно отстраниться от происходящего, направив свои мысли и душу на разговор с Божией Матерью. Только крепким верой, искренним просящим будет дана помощь Небесной Царицы.

О Державная Владычице Пресвятая Богородице, на объятиих Своих держащая Содержащаго всю вселенную Царя Небеснаго! Благодарим Тя за неизреченное милосердие Твое, яко благоволила еси явити нам грешным и недостойным сию святую и чудотворную икону Твою во дни сия лукавыя и лютыя яко вихрь, яко буря ветреная нашедшия на страну нашу во дни уничижения нашего и укорения, во дни разорения и поругания святынь наших от людей безумных, иже не точию в сердце, но и устнами дерзостно глаголют: несть Бог, и в делех сие безбожие показуют. Благодарим Тя, Заступнице, яко призрела еси с высоты славы Своея на скорби наша и горе чад православных, и яко солнце светлое, увеселяеши изнемогшия от печали очеса наша пресладостным зрением Державнаго образа Твоего.

О преблагословенная Мати Божия, Державная помощнице, крепкая Заступнице! Благодаряще Тя со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, прибегаем Ти со умилением, с сокрушением сердечным и со слезами, и молим Тя, и стеняще вопием Ти: спаси нас, спаси! Помози нам, помози! Потщися: погибаем! Се живот наш аду приближися: се обышедше обыдоша нас греси мнози, беды мнози, врази мнози. О Небесная Царице! Скипетром власти Твоея божественныя разсей, яко прах, яко дым, нечестивии козни врагов наших видимых и невидимых: сокруши велеречивыя помышления их и запрети им: и яко Мати всех, на путь правый и богоугодный настави их, вкорени в сердца всех нас правду, мир и радость о Дусе Святе: водвори в стране нашей тишину, благоденствие, безмятежие, любовь друг ко другу нелицемерную. Державою Твоею всесильною удержи, Пречистая, потоки беззакония, хотящая потопити землю русскую в страшней пучине своей, поддержи нас слабых, малодушных, немощных и унылых, укрепи, возстави и спаси: яко да под державою Твоею всегда храними, поем и величаем пречестное и великолепое имя Твое, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О мира Заступнице, Мати Всепетая! Со страхом, верою и любовию припадающе перед честною иконою Твоею Державною, усердно молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, Умоли, милосердная Мати света, Сына твоего и Бога нашего, Сладчайшаго Господа Иисуса Христа, да сохранит в мире страну нашу, да утвердит державу нашу в благоденствии и избавит нас от междоусобныя брани, да укрепит святую Церковь нашу Православную, и непозыблемо соблюдет ю от неверия, раскола и ересей.

Не имамы бо иныя помощи, разве тебе, Пречистая Дево: Ты еси всесильная христиан Заступница пред Богом, праведный гнев Его умягчающая. Избави всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от глада, скорбей и болезней.

Даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление согрешений наших; да вси, благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небесного Царствия и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя в Троице славимаго Бога: Отца, Сына и святаго Духа. Аминь.

Икона «Державная» – воистину сильная реликвия. Уверовав в силу Пресвятой Богородицы, множество страждущих познали чудо, а давно забытые храмы были заново отстроены, формируя основу российской православной церкви.

История иконы Державная

Стала известна икона уже в новейшее время, хотя образ был довольно старым. Жительнице Подмосковья во сне явилась Богородица и велела отыскать некую икону. Почерневшая от времени святыня была найдена в Вознесенской церкви с. Коломенское. В этот же день император Николай отрекся от престола. Это было воспринято как небесное указание на то, что, хотя народ наказан за грехи, Божия Мать не перестает его любить и оберегать.

Старую икону подновили монахи из одного московского монастыря, одеяние Богородицы сделали красным, как Она сама указала во сне Евдокии. Сразу же образ иконы Божией Матери «Державная» стал предметом народного почитания. Трагическая потеря божьего помазанника на троне, вероятно, только способствовала этому. В годы безбожной власти народу оставалось лишь надеяться на то, что Господь сменит гнев на милость.

Некоторые богословы считают, что суровые испытания России посланы за нарушение Соборной клятвы. В начале 17 в. династия Романовых взошла на престол, представители духовенства присягнули ей на верность. Но казнь самодержца стала отступлением от этого обещания. В 1993 г. патриарх Алексий принес покаяние за грех цареубийства.

История возникновения иконы «Державная» точно неизвестна. Есть версия, что она стояла в Вознесенском монастыре, находившемся в Кремле. Там было принято хоронить женщин княжеского происхождения, в том числе цариц. Так или иначе, образ прочно ассоциируется с царской властью, является святыней монархического движения.

Популярные статьи  Молитва о детях материнская сильная

Специалисты датируют икону концом 18 в. До 1990 г. она хранилась в Историческом музее, после чего возвращена Церкви. Но множество списков все эти годы почитались народом. Были составлены специальные молитвы и акафист с участием патриарха Тихона. Сегодня икона «Державная» находится в Коломенском, где было его явление.

Икона Богородицы «Прибавление ума»

В детстве дедушка рассказывал мне, что у Господа много есть помощников – святых и праведных старцев, пророков и сил бесплотных. Но наипервейшую помощь люди получают от Матери Господа нашего Иисуса Христа Девы Марии. Мы подолгу разговаривали с ним о том, как устроен этот мир. Дедушка Николай рассказывал, что всё, что нас окружает, сотворил Господь, и Его за это нужно благодарить.

Дедушка и сам умел чудесные вещи делать. Он реставрировал музыкальные инструменты и картины. Забавно было видеть, как к нему приносили поломанную скрипку, а он оживлял ее, вдыхал в нее жизнь, и через некоторое время она снова пела чудесные мелодии, то смеясь, то плача, и на душе становилось тепло и умиротворенно. И его всегда все благодарили!

Однажды принесли чудную картинку на доске. Красивая женщина с ребенком – будто кто их спеленал вместе в красивых красных одеждах. Очень хотелось мне ее рассмотреть поближе, и, приставив табурет, я полез за ней на книжный шкаф. Пришлось приземлиться на пол вместе с книжками, одна из которых больно ударила по коленке.

Вошедший дедушка усмехнулся в бороду и сказал: «Просить надо Богородицу, чтобы ума тебе прибавила».

Так я впервые познакомился с почитаемым, сегодня редким образом Богородицы «Прибавление ума» или «Подательница ума».

Икона Богородицы «Прибавление ума»

Это удивительный образ с удивительной историей и загадочной иконографией, привлекающий всех, кто его хоть раз увидел. Появившаяся на Руси еще в XVI веке, эта икона имеет свой древний прообраз. Помощник апостола Павла, апостол Лука был не только евангелистом, но и писал иконы. Он же, по преданию, создал и скульптуру Лоретской иконы Божией Матери, которая и стала впоследствии прообразом иконы «Прибавление ума». Несмотря на то, что потом было установлено, что автор статуи – не апостол Лука, тем не менее, создание им образа неоспоримо до сих пор: «Благослови евангельских тайн благовестника апостола Луку написати пречистого лика Твоего изображение».

На Руси первые списки Лоретской иконы Божией Матери появились после возвращения послов князя Василия от папы Климента VII, который стремился распространить свое влияние и на русские княжества. И уже здесь был написал новый образ, который в народе стали называть «Прибавление ума».

Сказывают, что некий неизвестный художник заинтересовался исправленными книгами Патриарха Никона, в результате чего помешался рассудком. Когда болезнь отступала, он молил Пресвятую Богородицу о прощении и просил послать ему исцеление. Еще сказывают, что Пресвятая Богородица несколько раз являлась художнику, и он создал Ее образ, после чего болезнь отступила, вернулся рассудок и здравие.

Икона была написана в непривычной на то время манере. Пресвятая Богородица и Иисус Христос изображены окутанными пурпурным богослужебным облачением. На их головах венцы, в верхних углах иконы – лампады, под аркой – звездное небо. Именно облачением, скрывающим фигуры Пресвятой Богородицы и Младенца Христа, икона напоминает свой прообраз – статую Лоретской Богоматери. Архитектурные детали в виде арки в верхней части образа и светильников – это изображение богато украшенной ниши, в которой помещается скульптурный образ Лоретской Богоматери. Под ногами Богоматери и над Ее головой изображены херувимы с распростертыми крыльями.

Так ли это было или только вымысел народный, доподлинно неизвестно, а вот то, что многие от этой иконы получили помощь и вразумление – свидетельств более чем предостаточно.

Лично я верю, что именно благодаря молитве у этой иконы я поступил в художественную школу и на всю жизнь связал себя с искусством.

Икона эта редкая. В Киеве я знаю только один храм, где находится список образа Пресвятой Богородицы «Прибавление ума» – в Храме Рождества Христове на Оболони.

История образа


Рис. 2. Икона Спаса Нерукотворного является первой иконой, которую нам оставил чудесным образом Сам Господь, обмакнув свой светлый Лик платом. Точно не известно, когда появился образ Вседержи́теля. Известно лишь, что Его Лик был написан с образа Спаса Нерукотворного — первой иконы, которую, чудесным образом, оставил нам сам Господь Иисус Христос.

Образ этот был прославлен в IV веке, когда в катакомбах (первых христианских храмах) нашли несколько икон Спасителя, на которых Господь был изображён как отрок Эммануил, Добрый Пастырь и даже Орфей.

С IV века Господа стали изображать в виде Юноши в белых сияющих одеждах, окруженного святыми Апостолами. Чуть позже, в этом же веке, Его стали изображать в виде взрослого мужа с бородой. Одна рука Спасителя держит Книгу, другую Он простирает к народу. С V века Господа стали изображать Царём.

В те времена появилось много еретических учений, которые не признавали Спасителя как Бога. Последователи этих учений считали Его человеком, на которого сошёл Святой Дух.

На Вселенских Соборах эти еретические учения были опровергнуты и утверждены Догматы нашей веры в виде молитвы «Символ веры». Из Символа веры мы знаем, что Господь Иисус Христос имеет в себе две природы: божественную и человеческую, Он является Богочеловеком.

В VIII веке появились новые еретические учения, которые поддерживал император Лев III, будучи сам еретиком и иконоборцем. В эти времена последователей Христа преследовали, заключали и казнили, а иконы сжигали. Но Божией милостью, их победили и осудили святые отцы VII Вселенского Собора, а образ Господа Вседержи́теля ознаменовал истинность православной веры.


Рис. 3. Икону Господа Вседержи́теля часто размещают над куполом в центре храма.

Сейчас, по православной традиции, образ Господа Вседержи́теля размещается над куполом в центре храма, а также в центре иконостаса.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: