Духовные ценности

Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

Список ценностей – только в контексте Стратегии

Протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник»

Протоиерей Максим Первозванский. Фото Юлии Маковейчук

Документ, на мой взгляд, построен очень интересно с той точки зрения, что часть, где вроде бы отдельно выделены ценности, позволяет прикрыться от слишком радикальных либералов: «Мы же ничего особенного не сказали»… То есть в самом списке никаких конкретных традиционных ценностей  нет – перечислены размытые общие  понятия из серии «за все хорошее против всего плохого». Если бы все выглядело так, что Россия готова воспитывать и защищать вот такие традиционные ценности, то тогда это был бы, скорее, провал, чем достижение.

Но этот список нельзя рассматривать вне контекста стратегии в целом.

Потому что дальше, в различных пунктах документа, акценты все-таки расставляются, там  говорится о важных вещах,  в том числе и о настоящих ценностях.

Этот документ однозначно показывает озабоченность нашего руководства тем, что в стране совсем нет идеологии. И это плохо  в условиях очевидной военной опасности , в которой находится наше государство,  Военной – в смысле однозначно идущей «холодной войны». Обычно опорой государства являются люди, которым, по выражению Стругацких, хочется странного. Они не ограничиваются едой, садиком, домиком, собачкой, парой детей, а ищут более глубоких и серьезных смыслов. Такие люди становятся необходимыми стране Матросовами, панфиловцами, Павличенко. Именно такие люди являются собирающим, цементирующим ядром. Чтобы такие люди появились, они должны быть готовы не на словах, а всей жизнью воспринять некие идеи. Но где взять идеи, если в условиях того общества, в котором мы живем,  нет идеологии. Проблема в том, что мы действительно живем в светском государстве и Конституции у нас прописано отсутствие государственной идеологии.

Поэтому мы и имеем грустный пример студентки Вари, которая хотела уехать в ИГИЛ.

Думаю, что государство это хорошо понимает и поэтому в концепции воспитания оставлены специальные лакуны

Это открытый документ, и в этом его важное значение. С одной стороны он носит максимально широкий характер, с другой – говорит о воспитании как о первоочередной задаче

В девяностые годы прошлого века слово воспитание вообще было изъято, в «нулевые» — стало разрешено, допущено вторым планом. Этим документом воспитание возвращается в жизнь общества как важнейшая ее составляющая.

Важнейшие цели женщины

Цели, которые мы перед собой ставим – должны нас развивать, приносить опыт, рост осознанности и личной ответственности. А не гнать в психушку, реанимацию или на кладбище.

Жизненно важные цели – это те, стремление к которым будет нас развивать. Расширять наши возможности, повышать ощущение счастья, оздоравливать психику и отношения с другими.

Миру требуется сотня покорителей космоса. Если кто-то истинно стремится быть космонавтом – вперёд! Лучше счастливый, мудрый, ответственный человек, и при этом ещё и наш посланник от Земли. Чем астронавт – несчастный, перепуганный, тренирующийся и изводящий себя, только потому, что не готов полюбить себя и понять свои желания.

Я не против борьбы и «достигательства», но борьба особенно с самим собой не должна быть бессмысленной. Нет нужды в пустышке в скафандре, делающей селфи на фоне Земли.

Главная жизненно важная цель человека – быть здоровым физически и психологически. Уверенных в себе, с позитивной самооценкой людей, знающих себе цену и способных воплощать свои желания – не так уж и много

Они способны поставить перед собой цель жизни, взяться за решение жизненно важной проблемы для всего человечества. У них есть мужество и силы её решить, и жить счастливо

Женщина не обязана добывать деньги для семьи. Это – забота мужчины. Женщина может тоже заниматься делом. Главное, чтобы это не стало для неё основной работой. Она может заниматься своим делом для души, но оставаться верной своей женской природе.

Женские цели в жизни. Женщина – хранитель.

Жизненно важные цели женщины находятся в сферах: отношения, красота, домашний уют, дарение миру любви, духовные практики. Семья и забота о детях для женщины – на важнейшем месте. Это делает её счастливее .

Примеры жизненных долгосрочных целей девушек:

  1. Стать духовной акушеркой. Популяризировать «Естественные роды».
  2. Открыть центр психологической помощи.
  3. Помогать другим женщинам, строить гармоничные отношения.
  4. Воодушевлять мужчину на подвиги в его деле.
  5. Стать педагогом по призванию.
  6. Быть примером для девушек – какой можно быть женщиной в возрасте.
  7. Изучить альтернативные точки зрения на вопрос «Что значит быть женщиной».

Женские цели устремлены к гармонии и балансу в жизни.

Список женских целей на год:

  1. Лотосово рождение ребёнка.
  2. Творческое развитие: танцы, музыка, живопись.
  3. Создать блог. Развенчивать мифы о детском развитии.
  4. Отправиться в путешествие и написать роман о приключениях.
  5. Обучиться дизайну интерьера.
  6. Научиться шить. Создать дизайн своей коллекции.
  7. Стать счастливой. Очистить свои эмоциональные блоки.

Нравственное развитие личности

Система ценностей отражает индивидуальность человека, но вначале жизненного пути (первые годы после рождения) человек усваивает чью-то систему ценностей (родители, педагоги). Постепенно формируется одно из возможных отношений к ней:

  • активное (полное принятие и поддержание);
  • противодействующее (внутреннее и внешнее противоречие предложенной системе);
  • конформное (условное внешнее принятие с внутренним отрицанием);
  • полностью равнодушное;
  • отрицающее (критика системы, отрицание, попытки изменить ее).

Первый серьезный слом устоявшейся системы ценностей приходится на подростковый возраст. Тогда же наступает пик развития нравственного сознания. Однако его формирование начинается еще раньше.

Американский психолог Лоуренс Кольберг разработал теорию морального развития личности. Автор выделил три стадии развития нравственного сознания. Каждая из стадий имеет два подэтапа:

  1. Доконвенциональный. Первый этап – ориентация на наказание и послушание (как мне избежать наказания?). Второй этап – гедонистическая ориентация (какая мне от этого польза?).
  2. Конвенциональный. Первый этап – ориентация на ценности значимой группы (модель хорошего ребенка, послушного гражданина). Второй этап – установка на поддержание установленного порядка, правил, справедливости (следование правилам и законам).
  3. Постконвенциональный. Первый этап – представление о морали как о продукте социального договора. Второй этап – собственные этические принципы, жизнь по совести. Законы воспринимаются как гибкий механизм, но жизнь, свобода и справедливость ценится больше.

Согласно теории Кольберга, большинство людей достигают второго этапа второй стадии и останавливаются на этом. В целом же уровень развития нравственного сознания зависит от уровня интеллекта и общего развития личности.

Переход на новый уровень или этап происходит за счет развития эмпатии и когнитивных навыков. Новый этап сохраняет все, что было усвоено на предыдущих. Нельзя перескочить какой-либо этап, но задержаться на одном из этапов или спуститься вниз можно. Притом развитие и переходы не зависят от возраста. Кто-то уже в юности может достичь третьего уровня, а кто-то всю жизнь находится на первом.

Моральные нормы и принципы формируются исключительно в процессе социального взаимодействия. Наказание и порицание не являются эффективными методами нравственного воспитания. Воспитать в ребенке ценности можно только личным примером или примерами из книг, фильмов, мультфильмов, игр и т. д. Так же происходит и во взрослой жизни. Изменить систему ценностей, развить нравственное сознание можно в любом возрасте.

Жизнь как постоянный духовный путь

Как приходят к духовности? У каждого человека – свой Путь…

Конечно, по большому счету, вся жизнь, каждое ее мгновение  – это духовный путь. Жизнь, со всеми ее радостями, печалями и прожитым опытом  — это постоянная возможность для раскрытия в себе Любви. В этом ее единственная цель и смысл. А все происходящие на жизненном пути события лишь подталкивают тебя к реализации этой возможности.

Просто зачастую движение по духовному пути происходит неосознанно. Я расскажу о собственном опыте. Возможно, это поможет кому-то, подобно мне, начать осознавать Себя…

Итак, человек духовно развивается или деградирует, даже если он не знает об этом. Именно это и происходило со мной. Вообще-то, большую часть своей жизни я был закоренелым материалистом. В Бога не верил, считая его существование недоказанным. Однако, всю свою жизнь я искренне верил в людей. Будучи воспитан советской системой, я был уверен, что «Человек – это звучит гордо!», и всегда искал лучшее в людях. А ответственным за свою жизнь считал, прежде всего, себя. Уже потом я понял, что всю свою жизнь я неосознанно использовал Благодарность, Ответственность и Свободу  — …

Популярные статьи  Совместимость мужчины девы и женщины рака в любви и браке

Как Большие духовные ключи помогают выходить из трудных ситуаций – читай здесь.

Мой неосознанный духовный путь превратился в осознанный благодаря Наташе, моей жене. Именно она своей страстной убежденностью, своим внутренним огнем буквально вдохнула в меня чувство одухотворенности мира…

Я осознал то, что всегда интуитивно чувствовал, но не мог выразить: существует некий «стержень» внутри меня, который является источником света, любви и радости. Этот источник разлит по всему миру, и является его главной основой.  Значит, — и моей тоже.

И хотя я являюсь  лишь крохотной частичкой невообразимо огромного Мироздания, в то же время я вмещаю его полностью, без остатка. «Я во всем – и все во мне».

Можно назвать это как угодно – верой в Бога, чувством высшей Истины, гармонии Вселенной… Это ощущение невероятной красоты, гармонии и осмысленности Мироздания и слитой с ним собственной внутренней гармонии. Его могут испытывать верующие и атеисты, богатые и бедные, русские и американцы. Любые различия не важны. У кого-то такое чувство рождается под влиянием красоты природы или творений человека. Кто-то начинает ощущать его из-за пережитых страданий или экстремальных состояний. Некоторые — в результате чтения книг или медитаций. У каждого – свой Путь. Если ты готов к осознанному проявлению себя как Любви – то одухотворенность мира обязательно откроется тебе!

В заключение – еще одна история. Однажды Микеланджело задали вопрос – как ему удалось создать столь прекрасную статую из куска мрамора? На это скульптор ответил – «Она всегда там была! Я просто отсек все лишнее».

Это – краткое и емкое описание твоей сути.

Нужно просто отсечь все лишнее… Знай, что в глубине глыбы мрамора скрыта прекрасная статуя… и твое подлинное счастье!

Для увеличения схемы нажмите на нее.

Вот что такое духовность человека в моем понимании.

Пожалуйста, оцени статью, нажав на звездочки в конце статьи.

Современное состояние ценностей

В современном мире происходит модернизация нравственных ценностей, что вызвано изменениями, которые происходят в людях. Большинство людей сейчас ориентировано на достижение успеха и инновации, то есть перемены в обществе. В психологии это назвали социальной эволюцией – реакцией человеческого вида на изменившиеся условия жизни. Современные люди стараются сами определять цели и задачи в жизни, а не поддерживать устоявшиеся традиции и нормы.

Многие современные исследователи отмечают, что Россия находится в состоянии нравственного кризиса: материальные ценности преобладают над духовными, у людей появилась тяга к поиску телесных удовольствий и наслаждений, четко выражена направленность на индивидуализм и эгоизм, пропало четкое представление о целях человеческой жизни.

Но это не значит, что все люди утратили нравственность, и что будущее человечества обречено. В приоритете саморазвитие, а развитие каждого человека обеспечивает развитие всего общества. Система ценностей стала другой, но это не значит, что она стала хуже или лучше. А асоциальные и безнравственные личности были во все времена. И система ценностей тоже неизменно менялась.

Нравственное поведение в обществе

Когда происходит нравственная деградация, человек обречен на гибель, ибо для него уже нет ориентиров, смысла и наполнения жизни. В конце концов, истинный смысл в жизни появляется только тогда, когда человек приносит пользу, когда он нужен: близким или хотя бы самому себе. К такому выводу приходили еще древние философы. Они же утверждали, что человека вернее всего удержит от дурного поступка вовсе не страх наказания, а совесть – самый суровый судья.

Широко известное высказывание немецкого философа Гегеля: «Нравственность – это разум воли» и по сей день остается справедливым. Каждый день мы делаем выбор: поступить, так или иначе — руководствуясь именно своими внутренними установками. Морально-нравственные ценности, на которые мы при этом ориентируемся, и являются ограничением нашей свободы, согласно им мы контролируем свои действия

Что же при этом важно, что стоит над нашими желаниями? Как правило, выбирая линию поведения, нравственный человек будет взвешивать не только степень своих желаний, но и согласовывать их с тем, насколько результат его поведения отразится на свободе, самочувствии, настроении другого человека. Нравственное поведение – это поведение, скорректированное таким образом, чтобы не принести вреда ближнему, ведь личная свобода, как известно, заканчивается там, где начинается свобода другого человека

Иногда очень сложно бывает сделать выбор, именно потому, что трудно просчитать и взвесить возможные последствия. Да и любой поступок человеческого существа можно трактовать совершенно по-разному. Есть черное, и есть белое, а оттенков, как известно, великое множество. Легко осудить какое-то действие, показавшееся жестоким или легкомысленным, не зная всех нюансов. Стоит начать разбираться глубже – и вскрываются моменты, которые заставляют задуматься и понять, что все не так просто. Поэтому нравственный человек не только сам никогда не поступит во вред другому человеку, но и не позволит себе резкое осуждение в адрес другого. Разумеется, есть поступки, являющие абсолютное зло, с какой стороны на них не смотри. Связаны они обычно с насилием, убийствами, массовым уничтожением людей, но речь сейчас не об этом, а о тех проявлениях нравственности, которые встречаются нам повседневно.

Как обрести нравственные ценности?

Существует ли в наше время действительно стандартный нравственный кодекс в обществе? Да, хотя большинство людей следуют законам общества, они также подчиняются определенным социальным нравам, которые регулируются моралью. В то время как мораль, как правило, определяется личными убеждениями и ценностями, существует определенная общая нравственность, с которой согласны большинство людей, например:

  • Всегда говорите правду.
  • Не уничтожайте чужое имущество.
  • Имейте храбрость.
  • Сдерживайте свои обещания.
  • Не мошенничайте.
  • Относитесь к другим так, как хотите, чтобы относились к вам.

  • Не судите.
  • Будьте надежными.
  • Будьте прощающими.
  • Несите ответственность за свои действия.
  • Имейте терпение.
  • Будьте лояльными.
  • Уважайте себя и других.
  • Будьте терпимыми к различиям.

  • Ищите справедливости.
  • Имейте смирение.
  • Будьте щедрыми.

Основные духовные понятия

Добрые люди счастливее остальных, потому что, совершая добро, они несут миру радость и пользу, помогают окружающим. В основе добрых поступков лежит сострадание, бескорыстие и желание помочь. Таких людей уважают и любят.

Красота

Увидеть красоту в окружающем мире и передать ее другим способен только талантливый человек. Красота вдохновляет творческих людей создавать произведения искусства. Этот важный ориентир стараются найти многие художники, поэты, артисты и музыканты.

Истина

Эта ценность ведет к самопознанию и поиску ответов на важные нравственные вопросы. Истина помогает людям отделить добро от зла, разобраться в отношениях, проанализировать свои действия. Благодаря истине как духовной потребности человечество создало свод моральных законов и правил поведения.

Искусство

Искусство вносит огромный вклад в развитие личности. Оно побуждает нестандартно мыслить и раскрывать внутренний потенциал. Благодаря искусству круг интересов индивида расширяется и позволяет духовно развиваться, видеть прекрасное. Деятели искусства на протяжении всей истории вносили свой вклад в культуру и повседневную жизнь.

Творчество

Эта духовная потребность помогает личности реализовывать индивидуальные таланты, развиваться и стремиться к высокому. Творчество способствует проявлению способностей во благо общества. Творческие деятели склонны преображать мир, они идут к новому, мыслят шире и продуктивнее, оставляя после себя:

  • памятники культуры;
  • литературу;
  • музыку;
  • живопись.

Все эти вещи в совокупности влияют на общество и побуждают других людей развиваться и не стоять на месте. В повседневной жизни творческие личности помогают прогрессу преображать окружающий мир.

Популярные статьи  Что такое шакти

Любовь

Эта один из первых нравственных ориентиров, с которым сталкивается человек. Родительская, дружеская любовь, любовь к противоположному полу рождает множество эмоций. Под влиянием любви формируются другие ценности:

  • сопереживание;
  • верность;
  • уважение.

Без нее невозможно существование.

Что включено в это понятие

Самое важное в жизни – это духовные ценности человека, призвание, материальные блага, яркость и наполненность жизни, семейные и дружеские отношения, здоровье и сама жизнь. Свои жизненные приоритеты я разделил так:. Жизнь и здоровье родных, близких и мое

Жизнь и здоровье родных, близких и мое.

Сюда входят:

  • жизнь,
  • самочувствие,
  • безопасность родных и близких и моя,
  • питание,
  • внешний вид.

Духовные ценности человека:

  • нравственность,
  • религия,
  • политические убеждения,
  • культура.

Семейные отношения и отношения к друзьям и окружающим:

  • любовь,
  • дружба,

Призвание:

  • работа,
  • карьера,
  • хобби,
  • талант, способности,

Материальное состояние:

  • финансовое благополучие,
  • дом,
  • машина,
  • гараж,
  • другие виды благосостояния,

Насыщенность жизни:

  • поездки и путешествия,
  • спорт,
  • полноценный отдых.

Именно в таком порядке я расставил мои жизненные ценности.

«Ценности» в отрыве от христианской этики превращаются в абстрактные понятия

Игумен Агафангел (Белых) настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора в г. Валуйки (Валуйская и Алексеевская епархия), сотрудник Синодального миссионерского отдела, руководитель миссионерского стана «Спасский», в п. Тикси, республика Саха.

Игумен Агафангел (Белых)

Понятно желание правительства Российской Федерации в очередной раз как-то укрепить, сплотить народ нашей страны, учитывая «актуальные потребности современного российского общества и государства», опираясь на традиционные и духовные ценности. Жаль, что, при этом, в «Распоряжении № 996-р» исповедуется не христианский, а вполне языческий подход к вопросу, характерный для Римской империи, например, признающей всех богов и все религии, лишь бы их адепты покланялись императору и служили к укреплению государства. Именно поэтому, кстати, было гонимо христианство, — так как христиане не могли признать божественность императора.

Да, и человеколюбие, и братство, и честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и прочая, и прочая, — очень хорошо. Но, сами по себе, в отрыве от христианской этики, они превращаются в абстрактные понятия. Что значит абстрактная «вера в добро» или, кто является источником «совести и нравственного долга» в человеке?

В христианской аксиологии на первом месте стоит Бог и следование его заповедям, а на втором месте находится человек, потому что через наше отношение к Богу строится и наше отношение к ближнему. Здесь человеколюбие не цель, а средство. Совесть и воля — дар Божий, а верующий в «добро» знает Имя Того, Кто есть Источник всякого блага.

В любом случае, то, что планируется говорить с детьми о нравственности и человеколюбии, неплохо. Но нельзя лицемерно утверждать при этом, что мы опираемся на «систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России», ни слова не говоря о христианстве, ставшем важнейшим образующим фактором для всего того, что мы можем назвать российской культурой. Похоже, что опять, у Церкви пытаются взять, то что нужно и полезно государству, оставляя за бортом саму Церковь Христову.

Зачем они нужны

Направленность моральных ценностей определяется воспитанием еще с детства. Они могут сформироваться как положительными, так и отрицательными. Многие народы имеют стереотипные нравственные принципы, необходимые для построения цивилизованного общества, в котором общественное благополучие должно стать значимее персональных преимуществ, обретенных за чужой счет. Моральные принципы регулируют обдуманность высказываний и оценивание поступков заранее до их совершения

Они советуют принимать во внимание интересы и права других людей, что на самом деле выполняет далеко не каждая личность. Расхождения в моральных ценностях людей бывают настолько радикальными, что контакт может привести к конфликтной ситуации

Обобщенными представлениями морали являются понятия добра и зла, которые дифференцируют нравственность и безнравственность. По традиции добро ассоциируется с пользой для людей. Хотя это понятие имеет относительное значение, потому что в различные промежутки времени благо расценивается по-разному. Приверженность распространенным моральным традициям и канонам, а также внутренне присущим приоритетам помогает человеку вести гармоничный и уравновешенный образ жизни в обществе. А люди, чьи правила и оценки не соответствуют общепринятым, часто вынуждены существовать обособленно, изолированно. Индивид, совершающий недоброжелательные, дерзкие, унизительные поступки, заслуживает только неодобрение и укоризну.

Моральные принципы позволяют личности:

  • комфортно существовать в окружении;
  • гордиться полезными и благородными делами, чистой совестью.

Добро

Добро – это одно из самых важных духовных ценностей. Оно проявляется в стремлении человека улучшить жизнь на Земле не только для себя, но и для других.

Добрый человек всегда стремится к истине, справедливости. Доброе дело проявляется в искренности – это не то, когда человек делает что-то для получения выгоды, а когда он старается сделать что-то для другого бескорыстно.

Доброта ценилась всегда, однако люди, из-за своей чувствительности и заботой о других иногда сильно страдают. Доброта – это духовная потребность каждого, когда мы делаем что-то полезное и благое, то ощущаем себя лучше, увереннее, а на душе становится легко.

Значение для современного общества

В современном мире происходит модернизация нравственных ценностей, что вызвано изменениями, которые происходят в людях. Большинство людей сейчас ориентировано на достижение успеха и инновации, то есть перемены в обществе. В психологии это назвали социальной эволюцией – реакцией человеческого вида на изменившиеся условия жизни. Современные люди стараются сами определять цели и задачи в жизни, а не поддерживать устоявшиеся традиции и нормы.

Многие современные исследователи отмечают, что Россия находится в состоянии нравственного кризиса: материальные ценности преобладают над духовными, у людей появилась тяга к поиску телесных удовольствий и наслаждений, четко выражена направленность на индивидуализм и эгоизм, пропало четкое представление о целях человеческой жизни.

Со временем Шелер стал постепенно отходить от католической привязки, считавшейся одной из определяющих составляющих нравственности общества тех лет, сосредоточившись на том, что любой кризис в духовном человеческом развитии обусловлен отказом от формировавшихся веками устоев в пользу чего-то нового, требующего построения нравственных идеалов с нуля.

Акцент делался на постепенном развитии потребительства, вытеснявшего все нравственное и духовное, что, в принципе, во многом актуально и для современного общества. Изначально речь шла о стремительной индустриализации как одном из инструментов для личного обогащения и достижения максимального комфорта в повседневной жизни, тогда как сегодня к этой отрасли добавился еще и научно-технический прогресс с его впечатляющими темпами развития, преследующими те же цели.

Роль в России

Эти строки, написанные великим русским классиком, как нельзя более точно отображают глубокое значение нравственности в жизни российского народа. Однако это бесценное качество заснуло на долгие годы, проснувшись только недавно в связи с тем, что правительство начало уделять больше внимания вопросам патриотизма и религии, а в частности — христианским канонам. Именно на православное вероисповедание как одну из ключевых духовных ценностей наряду с патриотизмом и любовью к семье и делается ставка.

Но для того чтобы понять, какова роль духовных ценностей в жизни человека в России сегодня, необходимо оценивать реалии, которые все еще демонстрируют разобщенность, обусловленную стремлением большинства отдельных представителей общества к личному обогащению. Тем не менее русские люди считаются одной из самых духовных наций, поэтому шансы на реабилитацию все-таки есть, и они достаточно велики.

Как их выбирают

На протяжении многих столетий, начиная с древних времен, существует понятие вечных ценностей, которые не потеряли значения в наши дни. Человечество во все времена порицало:

  • низость;
  • неблагородство;
  • вероломство;
  • коварство;
  • нечестность;
  • злословие.

Нормой и правильным поведением всегда были:

  • порядочность;
  • благородство;
  • верность;
  • чистосердечие;
  • сдержанность;
  • человечность;
  • отзывчивость.

Такие качества напрямую связаны с воспитанием и самосознанием личности, ощущением важности этих черт характера. Соответствие нравственному образцу требует от личности добровольного соблюдения этических правил

Нравственные ценности и нормы проявляются моральными основами:

  • трудолюбием;
  • коллективизмом;
  • патриотизмом;
  • человеколюбием;
  • добросовестностью.
Популярные статьи  1 лунный день

Жизнь требует от человека умения согласовывать персональные потребности с нуждами общества, способности с вниманием относиться к собратьям, строить дружеские отношения с ними на основе взаимовыручки

Любовь к отчизне проявляется в почитании традиций родной страны, понимании важности внесения лепты нашего народа во всемирную цивилизацию. Старательность позволяет признать духовную значимость и важность труда ради самоутверждения человека

Старательность позволяет признать духовную значимость и важность труда ради самоутверждения человека

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Какие бывают жизненные ценности?

В первую очередь следует указать на то, что система жизненных ценностей человека может состоять из нескольких элементов:

  • Общечеловеческие ценности
  • Культурные ценности
  • Индивидуальные ценности

И если первые два элемента обусловлены, главным образом, общими представлениями людей о том, что хорошо и что плохо, что важно и что второстепенно, а также особенностями той культуры, в которой родился и воспитывался человек, то к третьему элементу можно отнести сугубо субъективные мировоззренческие особенности. Хотя и в этом случае можно выделить нечто общее, что объединяет жизненные ценности всех людей вообще

Таким образом, к общей системе жизненных ценностей человека можно отнести:

Здоровье – оно является одной из основных жизненных ценностей, разделяемой множеством людей и ценимой довольно высоко. Но к здоровью можно отнести не только физическое или духовное благополучие, но и благополучие социальное, выражающееся в отсутствии социальных кризисов в жизни. Особого внимания заслуживают показатели физического и социального благосостояния, которые отражаются на внешней привлекательности и в атрибутах социального положения, таких как общественный статус, обладание определёнными вещами, соответствие стандартам и брендам;
Успех в жизни – ещё одна ценность, которая находится в почёте на протяжении долгого времени

Получение хорошего образования является залогом стабильного будущего, успешной карьеры, наличие высокого заработка и общественного признания – всё это важно для многих людей. Но в это же время достаточно велико и число приверженцев так называемого дауншифтинга – явления, в котором люди, уже сумевшие достичь успеха и социального статуса, приходят к пониманию того, что уже нет сил выносить социальный прессинг, отходят от дел и уходят в простую жизнь, дабы сохранить душевное равновесие и целостность

На сегодняшний день особо ценным является навык приспособления к разным условиям и обстоятельствам жизни и способность зарабатывать, не работая по найму;
Семья – остаётся одной из главных жизненных ценностей для людей всего мира, невзирая на то, что сегодня наблюдается тенденция отказа от браков, тем более ранних, отказа от рождения детей, а также пропаганда однополых отношений. Кроме того, даже тот факт, что в наше время можно использовать деньги для получения бесконечного количества сексуальных связей и видимости любви, не может идти ни в какое сравнение с тем, что для людей по-прежнему остаются значимы настоящая семья и потребность в продолжении рода;
Дети – и здесь мы снова можем сказать, что, несмотря на пропаганду отказа от детей (чайлдфри) для подавляющего числа людей дети продолжают оставаться смыслом существования, а рождение и воспитание потомства превращается в цель жизни. И огромное значение здесь отводится возможности для человека оставить после себя потомство, как след, а также передачи своего жизненного опыта и закрепления своего индивидуального «Я» в том, что будет продолжать существование дольше его самого.

Руководствуясь всем этим, можно сделать вывод, что система жизненных ценностей людей, которой они руководствуются в течение всей своей жизни, в большинстве случаев представлена их стремлением к самореализации, закреплению своей индивидуальности и передачи её во времени.

Но, помимо перечисленных жизненных ценностей, можно назвать и ряд других, которые также встречаются очень часто:

  • Духовное развитие
  • Близость с близкими людьми
  • Друзья
  • Уверенность в себе
  • Свобода суждений и поступков
  • Независимость
  • Работа, соответствующая жизненному предназначению
  • Уважение и признание со стороны окружающих
  • Путешествия по миру и открытие новых мест
  • Творческая реализация

Различия же в жизненных ценностях и приоритетах объясняются тем, что люди отличаются по психологическим типам. Это говорит о том, что и ваша система жизненных ценностей совершенно индивидуальна, но то, что для вас имеет наибольшее значение, и то, что вы цените, как самое главное в жизни, для кого-то другого может быть совершенно ничего не значащим или вообще отсутствовать в его системе ценностей. Хотя, конечно же, вещи, значимые для всех и каждого, как и моральные ценности, имеют место быть, независимо то того, где рождён человек и в какое время.

Теперь же давайте поговорим на тему того, как происходит формирование системы жизненных ценностей.

Мораль, справедливость, право. Насилие и ненасилие.

Мораль
– единственный предмет этики.

Мораль
– особый (неформальный и сущностный)
тип социальной регуляции, который не
имеет четко очерченной сферы своего
общественного
применения, и в котором выражены высшие
человеческие ценности. Стороны сущности
морали:

  1. Мораль
    выступает как некое общественное
    отношение. Моральные отношения –
    сторона общественных отношений.

  2. В
    морали выражены высшие человеческие
    ценности.

  3. Мораль
    является особым типом социальной
    регуляции.

Все
типы социальной регуляции делятся на:
формальную и институализированную
регуляцию (право), неформальную и не
институализированную
регуляцию (бытовые привычки). Право
– формализованная и институализированная
воля господствующего класса.
Право
– совокупность взглядов и норм,
регулирующих наиболее существенные
отношения людей к друг другу, классам,
обществу, государству. Мораль
отличается от права тем, что исполнение
требований морали санкционируется
лишь формами духовного воздействия
(общественной оценки, одобрения или
осуждения).

Право,
мораль и обычай существовали слитно в
первобытном обществе. До существования
классов не существовало права. Только
в цивилизованном обществе право, мораль,
обычай и традиции стали отделяться.

Мораль
отличается от обычаев и традиции:

  1. В
    обычаях и традициях должное и сущее
    тождественны друг другу. А в морали
    между ними противоречие.

  2. Обычай
    и традиция регулирует внешнюю мораль
    – глубинную, сущностную сторону.

Мораль
делает акцент на том, что еще не сделано,
а право делает акцент на том, что сделано.

Справедливость
— правовая и нравственная категория –
мера равенства и воздаяния.

2 формы:

  1. Воздающая.
    В ситуации воздаяния по заслугам
    (неравенство). Неравенство
    носит конструктивный характер, а другое
    – деструктивный.

  2. Выравнивающая.
    В ситуации прав и обязанностей в
    ситуации обмена (равенство справедливо).

Угроза
для справедливости: сырьевая экономика,
эксплуатация труда. Свобода и
справедливость прямо пропорциональны
друг
другу.

Насилие
— принуждение (экономическое, политическое,
духовоное), наносящее ущерб

Классификация
насилия по Эриху Фромму:

  • Доброкачественное
    ( против агрессии)

  • Злокачественное
    (терроризм)

Пока
есть классовая борьба насилие
неискоренимо.

Марксизм:
минимализация насилия-направление в
ту сторону, чтобы сумма насилия была
меньше

Некоторые
проблемы (бандитизм, терроризм) решаются
только силовым путем.

Мораль, справедливость,право.Насилие и ненасилие.

Мораль, справедливость
и право
.

  1. мораль не имеет
    четко ограниченной сферы применения
    в обществе

  2. предметом моральной
    регуляции служат высшие человеч ценности

  3. мораль выступает
    особым типом социал регуляции. Но она
    выявляет сущность наших отношений

Право – писаная
институционализированная регуляция
нашей жизни; право – закрепл законодательно
воля господствующего класса

Мораль влияет на
причины наших поступков, м. предотвратить;
право влияет на последствие наших
поступков; предупреждает о последствиях,
учитывает, умышленное или не умышленное
было преступление.

Мораль поддерживается
всеми членами общества, воля всех членов
об-ва.

Справедливость
регулирует распределение (перераспределение)
, в том числе взаимное социал ценностей.
Регулирует распределение и обмен.

Все, что происходит
в процессе обмена, регулирует
справедливость. Справедливость осущ-ся
как писанным, так и неписаным путем.

Насилие и ненасилие

Позиции

  1. апология насилия
    (насилие – вершина)-справедливое,
    вечное, необходимое — Ницше

  2. насилие это плохо
    (абстрактный гуманизм)насилию – нет —
    Л.Толстой

  3. насилие неискоренимо
    в классовом обществе. –Марксистская
    позиция

Задача Марксизма –
мин уровень насилия в классовом обществе,
но это только возможно в бесклассовом
обществе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: