Что такое анафема

Отлучение от церкви во времена Вселенских Соборов

Анафематствование Нестория на III Вселенском соборе. Фреска Дионисия. 1502 г.

Как юридический вердикт анафема впервые выносится на Первом Вселенском соборе в IV веке пресвитеру Александрийской церкви Арию за распространение ереси о природе Святой Троицы. Позже другие Вселенские соборы упрочивают ее положение как церковного дисциплинарного взыскания, и уже в раннем средневековье окончательно закрепляется традиционная форма анафематствования: «Имярек да будет анафема». Пожалуй, самым известным примером провозглашения анафемы может служить VII Вселенский Собор, на котором отлучению от Церкви подверглись иконоборцы.

Что такое анафема, какой её смысл

Анафема является воспитательным актом, который главной своей целью имеет не наказание оступившегося человека, а приведение его на праведный путь. Основное определение указывает, что возложение анафемы происходит для того чтобы человек смог совершить духовное приношение богу. Во время перевода Евангелия на греческий язык этот термин был употреблен в искаженном значении – «унижение» или «проклятие». С тех пор совершение акта считается самым страшным, что может произойти с христианином.

Если изучить каноны православной веры, anathema – это высший акт наказания человека, принадлежащего к церкви. В результате он утрачивает возможность:

  • причислять себя к вере;
  • принимать участие в обрядах;
  • касаться святых;
  • совершать таинства;
  • общаться с другими верующими;
  • посещать храмы и церкви, как в дни празднований особых событий, так и в повседневности.

В христианстве считается, что даже негативные мысли несут в себе угрозу для единства и целостности церкви. Проступки и действия, направленные на раскол или изменения устоявшихся канонов подвергаются осуждению, за которым следует совершение акта порицания, которым и является анафема.

Подобное наказание предполагает полное отчуждение человека от церкви. Если он принадлежит общине, то производится его исключение. В число запретов входит и обряд причащения вином и хлебом. Подвергнуться наказанию может не только «мирянин», но и священнослужитель. Для него в случае произнесения слов порицания и совершения акта становится невозможным возвращение к занимаемой в церкви должности, совершать все положенные по канону обряды и таинства.

Наказание не получит верующий, который не грешит

Церковь не наказывает так жестко даже за самые сильные грехи и проступки сразу. Грешнику всегда дается возможность вернуться на праведный путь. Для этого он должен осознать тяжесть совершенного деяния, понять, какие последствия повлечет за собой его деятельность. Если будет признана вина, принесено покаяние, то отлучение производиться не будет. Для достижения положительных изменений с оступившимся проводятся беседы. Они необходимы для того чтобы  донести всю тяжесть и опасность поступков для души человека и веры в целом. В том случае, когда человек не приходит к покаянию или отказывается признать свою вину, не осознает ответственности, то его подвергают церковной каре под названием анафема

Важно помнить: есть временное отлучение от церкви, что не является анафемой в полной мере

История и Происхождение термина

Первые упоминания термина встречаются еще в древних текстах. В них анафема и что это такое разбирается с точки зрения приношений даров божествам, позже – единому богу. Увидеть термин можно в произведениях:

  • Гомера;
  • Геродота;
  • Софокла.

Мыслители древности упоминали об анафеме в своих трудах

О первых приданиях анафеме, как мере наказания, написано в апостольских посланиях. Считается, что официальной датой вынесения подобного наказания является IX век. Церковные осуждения известны и ранее:

  • 4 век – осужден пресвитер Арий;
  • V век – патриарх Нестория;
  • VII Вселенский Собор – придание анафеме иконоборцев.

Церковное отлучение в правилах разделяется на три степени:

  • отлучение от таинств, но позволение произносить церковные молитвы. Общаться с другими верующими также не запрещается;
  • запрет на осуществление духовных таинств и общение с верующими;
  • отлучение или изгнание из общины. В этом случае производится лишение всех привилегий, связанных с возможностью посещения церкви. Общение с верующими в этом случае запрещено.

Впервые термин встречается в канонах Эльвирского собора. Упоминание датируется началом 4 века.

Духовное осуждение Ария

Сущность и смысл анафемы

Православие предполагает расшифровку термина, как наказание за особый тяжести грех. В этом случае судить душу может только Бог. Церковь же в этом случае снимает с себя обязанности по вознесению молитв и осуществлять попечение кого-либо или чего-либо. Если требуется объяснить сущность и смысл акта наказания, то нужно сказать, что это не проклятие в прямом смысле, но символ, указывающий на отступника, как предателя. В этом случае анафема и полное значение слова для верующих – наказание, акт воспитания духовной стороны личности. Человек может называть себя христианином, но своими действиями и поступками доказывал обратное, за что и понес наказание. С момента его вынесения церковь не имеет к грешнику никакого отношения.

Утверждение церковных правил и законов

Возможно ли снятие анафемы?

Великое отлучение считается окончательным, самым страшным наказанием человека, совершившего такой грех, который может отпустить только Господь по Его милости. И все-таки в истории были случаи, когда анафему снимали.

Согласно той же Православной Энциклопедии, это возможно в случае, если грешник покаялся, отказался от своих заблуждений или ереси и пожелал вернуться в лоно Церкви. Интересный случай, иллюстрирующий это правило, произошел в 1964 году в Иерусалиме.

Тогда папа Павел VI и константинопольский епископ Афинагор сняли друг с друга анафемы, которые наложили за несколько лет до этого. Такой «полюбовный» исход непримиримой вражды объясняется просто: священники встретились и после долгих обсуждений достигли политической договоренности.

С князем Дмитрием Донским произошел и вовсе курьезный случай. В XIV веке за антицерковную деятельность его предал великому отлучению митрополит Киева Киприан. В XX столетии безо всякого снятия анафемы Донского причислили к лику святых на соборе 1988 года.

Общаемся на церковные темы правильно

  • Автокефалия – самовозглавление – административная независимость Поместной церкви, право избирать своих епископов.
  • Анафема — отлучение христианина от общения с верными и от святых таинств, применяемое в качестве высшей церковной кары за тяжкие прегрешения (прежде всего за измену православию и уклон в ересь или раскол) и соборно провозглашаемое.
  • Догмат – богословские формулировки основных положений христианской веры. Проще говоря – божественная истина или доказательство божественного существования.
  • Епитимия – духовно-исправительная мера, направленная на исправление человека; средство помощи кающемуся в борьбе с грехом. Под епитимией в православной литературе также принято понимать Божественные наказания в виде скорбей и болезней, претерпевание которых освобождает человека от греховных навыков.
  • Икономия – принцип решения церковных вопросов с позиции снисхождения, практической пользы, удобства.
  • Церковные каноны – правила, определяющие порядок жизни православной Церкви (ее внутреннее устройство, дисциплину, частные аспекты жизни христиан).
  • Поместная церковь — полное выявление Единой, Святой, Соборной и Апостольской церкви в отдельно взятом месте. В узком смысле под «поместной» часто понимают Церковь автокефальную.
  • Раскол – нарушение мира и единения с Церковью из-за различий, не связанных с искажением истинного учения о догмах и таинствах, но по обрядовым, календарным или юрисдикционным мотивам. Основатели и последователи движения раскола именуются раскольниками.
  • Священный Синод – орган высшего церковного управления.
  • Ставропигиальный — «крестоутвержденный» монастырь – монастырь, подчиняющийся непосредственно патриарху. Название обусловлено тем, что крест в главном храме такого монастыря, находящийся позади престола, водружали лично патриархи.
  • Томос – указ предстоятеля поместной православной церкви, касающийся важных церковных устройств. Путем издания томоса церкви предоставляется автономия в управлении или автокефалия.
  • Экзарх — в православии и католицизме титул главы отдельного церковного округа.
Популярные статьи  Епитимья

Происхождение термина

У античных авторов (Гомер, Софокл, Геродот) означал «нечто, посвящённое Богу; дар, приношение в храм», то есть чуждое обыденному употреблению.

В Септуагинте был использован для передачи древнееврейского термина ивр. ‏חֵרֶם‏‎ (херем) — нечто проклятое, отверженное людьми и обречённое уничтожению (Чис. , Лев. , Втор. , Втор. , Нав. , Нав. , Зах. ). В синодальном переводе Ветхого Завета переведён термином заклятое.

В Новом Завете слово «анафема» употребляется несколько раз апостолом Павлом:

В греческом оригинале это слово также встречается в книге Деяний, хотя и в другом переводе:

Слово «анафема» в данном случае переведено как «клятвою».

При этом Павел считается с установившейся синагогальным значением анафемы и не употребляет его, когда речь идёт об осуждении коринфского кровосмешения (1Кор. ), показывая, что христианское отлучение есть нечто отличное от ветхозаветного термина херем. В Новом Завете слово анафема встречается шесть раз: дважды в указанном выше послании апостола Павла к Коринфянам, дважды в его послании к Галатам (Гал. ), один раз в книге Деяний и один раз в послании Павла Римлянам.

Иоанн Златоуст в 16-й Беседе на Послание апостола Павла к Римлянам на вопрос «Что такое анафема?» отвечает — «анафема, то есть да будет отлучен от всех и будет чужим для всех». Сократ Схоластик в своей «Церковной истории» даёт следующее определение анафемы: «так мы, христиане, обыкновенно называем приговор против богохульника, когда своё мнение объявляем всем, выставляя его как бы на столбе».

Апостольские правила не употребляют слово анафема, заменяя его указанием «да будет отлучен от общения церковного». Епископ Смоленский Иоанн (Соколов) в своём толковании на 10-е апостольское правило пишет:

Термин анафема впервые был употреблён в канонах Эльвирского собора (начало IV века), а сама каноническая формула «если кто-либо… да будет анафема» окончательно утвердилась в канонах после Гангрского собора (ок. 340 года).

Провозглашение анафемы

Процесс провозглашения анафемы – констатация того факта, что человек более не принадлежит к церкви и должен до конца своих дней пребывать вне ее стен. В этом случае вина отлучаемого должна быть классифицирована, доказана и обоснована. В большинстве случаев провозглашение происходит в отношении предводителей еретиков. Если вместе с ними имеется группа последователей, то имена их не перечисляются, что позволяет сохранить возможность общения с верующими.

Случаи анафемствования

Анафематствование, как акт крайний и необходимый для сохранения силы веры, применялось с древних времен. В документах и писания имеются множественные упоминания подобных случаев.

  • 325 год – анафема арианству (Первый Вселенский Собор);
  • 518 год – отлучение от церкви епископа Севира Антиохийского (распространение ереси);
  • 680 год – анафема ряду патриархов, которые были уличены в распространении еретических взглядов;
  • 878 год – придание анафеме патриарха Фотия;
  • 1054 год – анафема патриарху Константинопольскому и кардиналу Гумберту (обоюдная);
  • 1329 год – отлучение тверского князя Александра Михайловича и его последователей;
  • 1375 год – анафема стригольникам;
  • 1378 год – отлучение от церкви Дмитрия Донского (позже он был причислен к Лику Святых);

Дмитрий Донской

  • 1667 год – наказание в отношении раскольников – старообрядцев;
  • 1775 год – анафема Пугачеву (с последующим снятием непосредственно перед казнью);
  • 1901 год – отлучение от церкви Льва Толстого (официального упоминания о событии нет ни в одном из храмов).

Отлучение Льва Толстого

В современной истории также фиксировались случае отлучения от церкви, как крайняя мера в отношении человека:

  • 1959 год – наказание в отношении Евграфа Дулумана и его последователей;
  • 1970 год – анафема в отношении В.И. Ленина со стороны Архиерейского Собора РПЦ заграницей;
  • 1983 год – наказание для последователей экуменизма (со стороны Архиерейского Собора РПЦ заграницей);
  • 1997 год – анафема Якунину Г. П. и Филарету (Денисенко).

Случай отлучения от церкви также фиксировался в 2009 году по отношению к Дементьеву О, но решение не вступило в силу, так как человек оказался некрещеным. В некоторых случаях решение о анафематствовании, как наказании – это подчеркивание особой опасности от деятельности человека по отношению к церкви или народу.

Духовные последствия анафемы

Основное значение процедуры – исключение из церковной общины. Приводит к этому официальное провозглашение с указанием имени и деяния лица, совершившего проступок или тяжкий грех и не пожелавшего принести покаяние. Духовные последствия:

  • отлучение от всех или большинства духовных таинств;
  • запрет на посещение церквей;
  • исключение из общины;
  • невозможность погребения по христианским правилам и требованиям.

В западных странах в период Средневековья придать анафеме могли человека, который был замечен в общении с тем, кто ранее был отлучен от церкви. Также он получал ограничения в праве выступать истцом и свидетелем на суде. Если преданного анафеме убивали, то это деяние не считалось преступлением. Покаяние со стороны человека могло дать ему шанс вернуться к вере.

Популярные статьи  Обзор пользы йоги для человеческого организма

Получить прощение возможно — нужно покаяться в грехе

Осужденное зло

Анафема — это (в широком смысле) что-то или кто-то, кого ненавидят или избегают. В своем другом основном трактовании — формальное отлучение. Последнее значение, его церковный смысл, основан на использовании Нового Завета. В Ветхом Завете анафема указывала либо на то (живое или неживое), что было освящено, либо на то, что было осуждено как зло, или проклято и отложено для жертвоприношения.

Анафема»(в значении «проклятие»), приписываемая папе Григорию XI, означало «подношение» или «ничего специального», и происходит от глагола «предлагать». В Ветхом Завете речь шла как об объектах, посвященных божественному использованию, так и о предметах, подлежащих уничтожению во имя Господа, таких как враги и их оружие во время религиозных войн. Поскольку оружие врага считалось нечистым, смыслом стало «все, что посвящено злу» или » проклятие». Изначально суть анафемы заключалась в отлучении от церкви нераскаявшегося еретика. К VI веку литургическое значение вновь стало означать формальное церковное проклятие, отлучение от храма и осуждение еретических доктрин.

В 1526 году слово «анафема» впервые появилось в английском языке и использовалось в значении «что-то проклятое». Через некоторое время было принято значение «освященный предмет», но широкого использования не получило.

О церковном понятии анафемы

Ни одно другое решение Церкви не вызывает такого отклика в светском обществе, как анафема. Одни возмущаются отсутствием “любви к ближнему” у церковной власти. Другие считают анафему проявлением отсутствия толерантности и средневекового варварства. Третьи предполагают, что анафема – это проклятие. Все эти мнения объединяет лишь одно – они демонстрируют непонимание истинного значения отлучения от Церкви. Высказывающие их люди считают, что такие решения никак не могут сочетаться с истинной христианской любовью.

Чин анафемы в День Торжества Православия

В Ветхом Завете слово “анафема” истолковывалось как заклятие и было одним из правил ведения войны. Как повествует “Книга Чисел” (гл. 21), воины должны были свою добычу посвятить Богу. Это производилось путем полного уничтожения материальных предметов и живых существ. Отступление от правила считалось кощунством и наказывалось. Хотя заклятие использовалось не всегда, например во время завоеваний закон не действовал.

Во время жизни Иисуса Христа отлучению от Синагоги подвергались последователи Спасителя (Ин.9:22). Апостол Павел отлучал от Церкви, ожидая второе Пришествие Спасителя:

Маран-афа переводится с арамейского как “Господь близко” и указывает на будущее пришествие Господа. Ведь только Бог может вынести окончательный приговор грешнику.

«Проклятые» люди

В мировой истории существуют еще несколько случаев анафематствования.

В 1054 году произошел Великий Раскол в истории христианства, приведший к разделению на Римско-католическую и Православную Церкви. Легат папы Льва IX кардинал Гумберт и Константинопольский Патриарх Михаил Кируларий «отлучили друг друга от Храма». Преодолению раскола не помогло и снятие взаимных «проклятий» спустя тысячелетие в 1964 году.

В 1521 году предали «анафеме» Мартина Лютера Кинга за его критику развращенности римско-католического папства, сомнения в его непогрешимости и роли церкви в продаже индульгенций.

В 1667 году РПЦ анафематствовали всех староверов, т. е. тех, кто придерживался старинных церковных обрядов. Уникальным случаем в истории православия являлось признание неправоты в этом вопросе господствующей церкви и снятие запретов без покаяния самих староверов в 1971!

За жестокость, кровавые расправы, издевательства над невиновными, попрание прав и законности Патриарх Тихон в 1918 году предал анафеме большевиков и их лидеров. Посмертное отлучение и провозглашение персонального проклятия Владимиру Ленину совершил Архиерийский Собор РПЦ в 1970 году.

Есть еще пара значений термина:

  1. «Анафема» — это название британской рок-группы;
  2. Анафема — не очень популярное имя для девочки (чего только родители не придумают, чтобы быть оригинальными!).

За что отлучают от Церкви

Слово «анафема» имеет греческое происхождение, дословно переводится как «отлучение».  В церковной практике означает запрет христианину участвовать в жизни церковной общины и причащаться святых даров. Накладывается за самые тяжкие прегрешения:

  • уклонение в ересь,
  • раскол.

Провозглашается соборно в первую неделю Великого Поста во время особого чина, именуемого Торжеством Православия.

Торжество Православия

История происхождения термина и его употребление в Библии

Этимологически восходит к греческому слову «анатифими», то есть «возлагать», «накладывать», предавать кому-либо что-либо». В начальной своей сути  — это жертва божеству, приносимая во исполнение обета. Упоминания анафемы впервые встречаем у древнегреческих авторов (Софокла, Гомера, Геродота) в трактовке «некоего предмета, используемого в качестве храмового подношения в дар богам».

В Библии, при переводе книги с греческого, слово «анафема» претерпевает искажение смысла и употребляется в значении «проклятие», «изгнание», «то, что подлежит уничтожению».

Если обратиться к каноническим текстам, в первом послании к Коринфянам апостол Павел говорит: «Кто не любит Господа Иисуса Христа,- анафема, маран-афа» (1 Кор 16. 22). То есть проклят до тех пор, пока «маран-афа» — Господь не придет и не решит участь грешника.

Интересный фактВ церковной практике в качестве термина слово «анафема» вошло в употребление в IV веке.

Публичное проклятие

«Предать анафеме» — что это значит? Оказаться вне тела Церкви. При анафематствовании предводителей еретиков их называли поименно, а тех, кто общается с основателями ереси и следует их учению, — «иже с ними».

В России кроме инакомыслящих предавали анафеме и политических преступников, совершивших тяжкие преступления (убийство, насилие, грабежи). Самые известные личности – это Гришка Отрепьев, Ивашка Мазепа, Емелька Пугачев и Стенька Разин. Так к ним обращались при анафематствовании.

В советские времена Разина и Пугачева ставили в один ряд с революционерами и окружали ореолом романтики. Но на самом деле они были осуждены не только светской властью, но и церковной. Отмены анафемы они не получили, так как были казнены, хотя для Мазепы повешение было символичным.

Примечания

  1. Древнегреческо-русский словарь Дворецкого
  2. ↑ .
  3. Чинопоследование соединяемых из иноверных к Православной Кафолической Церкви. — К., 1865.
  4. Анафема // Толковый словарь русского языка Ушакова
  5. Павлов А. С. Курс церковного права. — Св. Троице-Сергиева лавра, 1902. — С. 419.
  6. Сократ Схоластик. Церковная история. VII. 34
  7. Цит. по: Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима (Милаша), епископа далматинско-истрийского. / пер. с серб. — М., 1993.
  8. Halduini Acta conciliorum, Правило 75
  9. Достоверно известно, что, по крайней мере, в некоторых епархиях, в том числе в Москве, собором епископов во главе с патриархом Тихоном, анафематствование совершалось в Неделю Православия 11(24) марта 1918 года с 11-м анафематизмом в новой редакции, принятой Всероссийским Поместным собором 27 февраля (12 марта) 1918 года: вместо прежних слов («Помышляющим, яко православнии государи…») следующий текст: «Глаголящим хульная и ложная на Святую веру нашу и Церковь, восстающим на святыя храмы и обители, посягающим на Церковное достояние, поношающим же и убивающим священники Господни и ревнители веры отеческия, анафема.» — См. Московские церковные ведомости. — 1918. — № 6. — С. 4—5.
  10. «Предел Освященного Собора» 1667 гласил:
  11. Журнал Московской патриархии. — 1960. — № 2. — С. 27.

Суть анафемы

Давайте посмотрим те места Писания, где используется слово «анафема».

Хотя значение проклятие
и отлучение – это уже толкования новозаветных учителей. Сложно
разобраться в истинном значение этого слова, так как все словари пытаются дать
НЕ ПЕРЕВОД этого слова, не то, как его использовали в то время, а преподносят
толкование, исходя из церковной истории.

Но мы пойдем другим путем. Исходя из того, как это слово
употребляется в новом завете, сделаем некоторые выводы.

Приношение

Значение этого слова в том, чтобы что-то отделить. Причем для
Бога. Это касается как материальных вещей, так и поста, о чем поговорим ниже. Подразумевается
ПОТЕРЯ, отдача чего-то ради Бога. Другими словами, это не просто жертва, не
просто пожертвование.

Павел использует это слово, чтобы показать свою решимость
пожертвовать собой ради своих единоплеменников. Жертву вы можете отдать из
чего-то своего. ПРИНОШЕНИЕ, АНАФЕМУ вы отрываете от того, что вам даровано Богом.
Вы отдаете Богу. Оно Ему уже принадлежит.

Заклятие

Следующее использование слова анафема переведено как «заклятие».
И снова мы видим возможность пожертвовать тем, что даровано Богом (жизни
человеческой) ради какого-то действия. Эта жертва не продиктована Божьей волей,
но человек принимает решение отдать свою жизнь.

В ветхом завете есть пример, когда Иеффай пообещал Богу то,
что выйдет из его ворот. И принес в жертву свою дочь. Бог не требовал этого. Мало
того – это противно Богу.  В этих случаях
люди могли лишиться жизни, того что им Бог дал. Не просто 1000 долларов или
пары дней поста.

 Они ЗАКЛЯЛИСЬ не есть
и не пить, пока не убьют Павла. Из истории мы знаем, что Павла они не убили. Исполнение
этого заклятия должно было стоить им голодной смерти. Но, видимо, это слово уже
не имело того значения, которое должно было иметь.

Раньше заклятым назывались идолы, народы, которые должны
были принять Божий суд. Так же это имело отношение и к животным, и одежде. Уничтожая
заклятое, люди провозглашали Божий суд. Оставляя заклятое, как Саул – они противились
Богу.

Да будет анафема

Кто не любит Господа Иисуса Христа, (да будет ) анафема,
маранафа.  (1Кор.16:22)

Давайте посмотрим внимательно. Здесь нет тех слов и
выражений, которые сегодня используются – «предать анафеме», «объявить кому-то
анафему». Итак.

Очень важно – выражение «да будет» — это своего рода
пророчество в жизнь верующего человека. То есть это не сиюминутное действие

Но
пророческое слово на будущее. Дальше мы увидим это в других примерах.

Это слово пишется Церкви. Никакого отношения к неверующим это не имеет. Также нет здесь НИКАКИХ деноминационных принадлежностей, любви к организациям и объединениям, их учениям. Что значит любить Христа?

В новом завете нет намека на проявление человеческих чувств.
Поэтому разговор о любви – это разговор о действиях Бога внутри нас. Если рассматривать
слово «анафема», как отделение чего-то Божьего от вас к Богу, то заметим то,
что неоднократно пишется в Слове. Бог даровал нам спасение во Христе. Любовь к
Богу – соблюдение Его Слова, почтение к сыну, к Его Крови и жертве. Если вы НЕ
ХОТИТЕ исполнять Его Слово – вы потеряете спасение. Анафема. Провозглашение будущего
для верующего человека без спасения.

Вы теряете жертву за грех. Используйте слово «анафема». Отделение
Божьего спасения, жертвы от вас и предание вас на страшное наказание Божье.

Благовествовать не то, что вначале

Если ты изменяешь благую весть, Слово Божье – ты являешься соблазном для тех, кто идет за тобой. Этим занимаются лжеучителя. И делают они это для собственной корысти. У них ОТНИМЕТСЯ участие в спасении. И снова слово «анафема». Отделение Божьего обратно к Богу. И снова – «да будет» — провозглашение суда, пророческое слово.

Не скажет «анафема Иисус»

Если использовать слово «анафема», как заклятое, отделение,
приношение, то получится такое значение. Никто Духом Божьим не скажет, что Иисус
отделен от Бога, что Иисус не Божий, что Он заклятое.

Возможно ли ее снять?

Несмотря на то, что анафема в отличие епитимьи имеет не временный характер, а постоянный, ее можно отменить. Для этого человек, преданный анафеме, должен принести публичное покаяние, искренне раскаяться в своих грехах. Согласно христианскому вероучению никто не может быть лишен права на спасение, ведь это противоречит основному закону христианства – любви к ближнему своему.

Вершить окончательный суд над людьми может только Высший Судья. Впрочем, взгляды на этот вопрос у католической и православной церквей расходятся. Если на Востоке анафема подлежит отмене, то на Западе этот акт окончательный и бесповоротный.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: