Верования на руси до крещения

Отношение к божествам

Изучив археологические сведения, и еще познакомившись с письменными источниками, видим, что древние славяне создавали скульптуры собственных богов (называются идолами). Материалом изготовления служило дерево и камень. При этом отличительно, что идолы восточной категории славян были намного простыми, грубыми, а западной – сделанными тяжелее и изящнее.

Поклонение перед идолами проводилось на открытых святилищах (популярных как капища). В основном, заместь храмов славяне отправлялись в лес. Исключение собой представляют только западные язычники. Правда, есть версия, что храмы были древесными и по прошествии времени просто разрушились, не оставив никакого следа.

На капищах выполнялись разные ритуалы поклонения перед идолами. Святилища в большинстве случаев огораживали, также на них разжигали костры, временные либо частые. Информация из летописей говорит о многочисленных капищах Перуна, которые были в Новгороде, и еще на Перыни. Есть предположения, что во времена СССР их обнаруживали, но тщательно скрыли этот факт от населения. Из опубликованных археологических находок можно говорить о Збручском культовом центре.

В настоящий момент часто появляются теории относительно того, что святилищами у северо-западных славян были сопки, являющиеся сакральными монументами. Сопки – это насыпи, выполненные над могилами. Во всяком случае, насыпь обладала ритуальной функцией, больше, чем погребальной. Часть остатков аналогичного святилища, возможно, обнаружено на Перыни. Но славяне преклонялись не только перед идолами, а ещё перед священными камнями-валунами.

Вызывает интерес письмо, написанное митрополитом Макарией царю Ивану Суровому в первой половине 30-ых годов XVI века. Оно говорит о сохранении «скверных идольских мольбищ» аж до царствования князя Василия Ивановича. Ещё в нём говорится об применении для молитв «леса и камней и рек и болот, источников и красивых гор и холмов, солнечного света и месяца и звёзд и озёр».

По мнению некоторых учёных, главарь (занимающий пост князя) в древнем славянстве владел одновременно административными, военными и религиозными функциями.

Уже ко второй половине 1 тысячелетия нашей эры славяне занимают очень большую территорию, в связи с чем, встречается разница в их общественном развитии:

  1. Жители южных областей – оказываются под большим влиянием Византийской империи (в особенности, христианской религии), по этому жречество у них понемногу устраняется.
  2. Живущие в западных регионахславяне– по собственному развитию превосходят собратьев. Древние источники рассказывают о серьезном влиянии у них жречества, в последствии владевшего всей политической властью.
  3. Что же касается восточной категории – то у них жречество только формировалось, но было прервано установлением христианской веры. Есть мнение, что восточные славяне также имели жрецов в дохристианское время.

Правда, возможно, что доминировали более гадалки, колдуны и знахари. В древнерусских источниках они называются волхвов, ведунов, чародеев, кудесников, ворожей и так дальше.

Эти люди занимались знахарством – другими словами, лечили при помощи наговоров, обрядов и природных лекарственных средств. При этом они практиковали бытовую магию (амурного и обережного характера). Проводили разные ритуалы, изготавливали особенные зелья, талисманы, обереги и другие мистические предметы. Гадали всевозможными вариантами: при помощи птичьего и животного крика, на воске, олове.

Территории и племена восточных славян

Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий и их расселение в целом. Существуют две основные теории появления восточных славян в Восточной Европе.

Одна из них выдвинута известным советским историком, академиком Б. А. Рыбаковым. Он считал, что славяне изначально обитали на Восточно-Европейской равнине. А вот знаменитые историки XIX века С. М. Соловьёв и В. О. Ключевский считали, что славяне переселились с территорий близ Дуная.

Окончательное расселение славянских племен выглядело следующим образом:

Племена

Места расселения

Города

Поляне

Самое многочисленное племя, расселившееся на берегах Днепра и южнее Киева

Киев

Словене ильменские

Расселение вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера

Новгород, Ладога

Кривичи

Севернее Западной Двины и верховья Волги

Полоцк, Смоленск

Полочане

Южнее Западной Двины

Полоцк

Дреговичи

Между верховьем Немана и Днепром, вдоль реки Припять

Туров

Древляне

Южнее реки Припять

Искоростень

Волыняне

Селились южнее древлян, у истоков Вислы

 

Белые хорваты

Самое западное племя, селились между реками Днестр и Висла

 

Дулебы

Жили восточнее белых хорватов

 

Тиверцы

Территория между Прутом и Днестром

 

Уличи

Между Днестром и Южным Бугом

 

Северяне

Территории вдоль реки Десны

Чернигов

Радимичи

Селились между Днепром и Десной. В 885 году присоединились к Древнерусскому государству

 

Вятичи

Вдоль истоков Оки и Дона

 

Как христианство вытеснило язычество

В том, чтобы заменить язычество Древней Руси христианством, проявляла интерес Византийская империя. Ей это было необходимо, так как считали, что любая народность, принимаемая христианство от императора и патриарха по умолчанию преобразуется в вассала Византии. А поддержание связей Руси и Византии позволяло христианской религии понемногу оказываться в русской обстановке.

Летописи говорят, что князь Владимир сначала подобрал христианство, как веру для себя, а потом уже решил о крещении всей Руси. будто бы, князь с его окружением прислушались к миссионерам из разных конфессий: булгарам-мусульманам, «римским немцам», хазарским иудеям и «византийско-греческим философам».

Считается, что после чего повелитель отправляет соратников по самым разнообразным уголкам страны, дав им задание выведать какая из религий будет по настоящему лучшей. А те, вернувшись, ответили, что очень хорошая – вера греческая.

Учёные говорят про то, что на заявление христианской веры существенно повлияли прагматические соображения: было важно, чтобы новая религия содействовала религиозно-идеологическому подкреплению государственности и власти монархов Киевской Руси. При этом внедрение князем Владимиром христианской веры в Киевской Руси стало только исходной точкой в этом процессе

Популярные статьи  Магия слов как с её помощью поменять свою реальность

В последствии языческое мировоззрение понемногу уходило, забывалось, тянулось это не годами, а многими десятками лет

При этом внедрение князем Владимиром христианской веры в Киевской Руси стало только исходной точкой в этом процессе. В последствии языческое мировоззрение понемногу уходило, забывалось, тянулось это не годами, а многими десятками лет.

Во время правления Владимира христианство приняла только его семья, дружина. Большая же часть людей продолжала держаться язычества аж до 11 века. Хотя даже в первой половине 12 столетия по информации из старых летописей, люди ещё занимались языческими религиозными действами.

До середины 13 века по археологическим находкам, славяне продолжали исполнять языческие ритуалы. А в прикладном искусстве тех времён прослеживается больше или меньше выраженная языческая символика. И речь идёт при этом о крупных городах, а что же касается сёл и сёл, то в них процесс внедрения христианства был ещё более небыстрым.

И хотя власть выполняла много запретов, язычество незримой нитью приникло в православие, навсегда укоренившись в русских традициях и обычаях. И по в наше время большинство людей придерживаются классических славянских праздничных дней: Масленицы, Ивана Купала, Святок, Чистого четверга, Великодня и прочих.

А то и более – в настоящий момент, за прошедшие десятилетия, начал наблюдаться постепенный расцвет славянской культуры. Есть множество общин, которые возрождают родные традиции и приобщают к ним всех желающих. Они раскрывают людям знания, достаточно долго пребывавшие в забытье, которые помогают в разработке собственной счастливой, здоровой и удачной жизни.

Если вы хотите получить немножко побольше информации по этой теме, тогда рекомендую познакомиться со следующим видео:

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не стоит думать хотябы 1-2 минуты.

Мужские славянские имена

Бажен желанный, милый
Белогор имеющий отношение к высотам духа
Белослав белый, славить
Беловолод справедливый правитель
Белозар просветленный
Беломир чистый в помыслах
Белотур светлая сила
Богдан данный богами
Богород родственный богам
Богумил угодный богам
Богумир несущий мир
Боеслав славный в бою
Божеслав славящий богов
Болеслав бол
Борис борьба, бороться
Борислав борьба, бороться
Боримир борьба, бороться
Бориполк победитель
Боян боец
Благомир приносящий благо
Благослав добро, слава
Благояр справедливый
Братислав бороться
Братимир стремящийся к миру
Бретислав (Бреслав) обретший славу
Бронислав защищать, оберегать
Будимир буди — (будить) и мир — (мир)
Будислав буди — (будить) и слав
Буеслав напористый
Бурислав несокрушимый, подобный буре
Василько царский
Вацлав известнейший
Ведагор ведающий
Ведамир (Ведомир) ведающий
Ведислав славящий знание
Велимир вели — (великий, большой) и мира — (мир, мирный)
Велеслав вели — (великий, большой) и слав
Велибор готовый к свершениям
Венцеслав известнейший
Витослав родовая слава
Владимир влад — (владеть, власть) и мир (мирный), владеющий миром
Владислав владеющий славой
Властислав владеющий миром
Воибор побеждающий в бою
Воислав славный воин
Воисвет сражающийся за справедливость
Всеволод все — (весь) и волод — (владеть); всем владеющий
Всемил милый всем, все — (весь) и мил — (милый)
Всеслав все — (весь) и слав — (слава), вся слава
Вышеслав выше — (вышина, высокий) и слав — (слава)
Вячеслав вяче — (больше) и слав — (слава)
Годимир полезный людям
Годислав полезный людям
Горисвет ясный
Горислав гори — (гореть) и слав — (слава)
Гостислав гостеприимный
Гостимир заботливый
Гостомысл гост — (гость) и мысл — (мыслить , мысль)
Градимир созидатель мира
Гремислав прославленный
Далебор участник боевых походов
Данислав данный для славы
Данияр данный для блеска
Даромир дарящий мир
Даромысл думающий, мыслящий
Дивислав удивительный
Добран добро дающий
Добровит жизнелюбивый
Доброслав добр — (добрый, добро) и слав — (слава), добрая слава
Добрыня добрый, добро
Драговит ценящий жизнь
Драголюб добрый, любимый
Драгомир драг — (драгоценный) и мир — (мирный)
Драгорад радостный
Есислав истинно славный
Желан желанный
Зареслав заря, слава
Збигнев сдержанный
Збыслав избравший путь славы
Звенимир призывающий к миру
Зданимир создатель мира
Здеслав создающий славу
Златодан (Златан) драгоценный
Златослав ценный славой
Изяслав взять, брать; слава
Истислав ист — (истина) и слав — (слава)
Казимир предсказывать, поведать миру
Колояр виртуозный воин
Красимир красота мира
Красибор избранный
Ладимир лад, мир
Ладислав лад, слава
Лучезар луч, зар
Любим любимый
Любодар дар любви
Любомир любимый миром
Любомил любимый
Люборад радующий любовью
Людмил люд — (люди) и мил — (милый), милый людям
Мечислав прославленный за ловкость в бою
Милан милый
Милован ласкать, заботиться
Милорад милый, радовать
Милослав милый, слава
Мирогнев сдержанный
Миродар дарующий мир
Миролюб любящий мир
Мирослав мир, слава
Млад молодой
Мстислав мстить, слава, непримиримый
Новомир новый мир
Огнедар дарить огонь
Огнеслав огонь, слава
Орислав сильный
Остромир острый, мир
Остромысл мудрый
Первослав идет впереди славы
Пересвет очень светлый
Переслав очень мудрый, славный
Премислав
Путислав идущий к славе
Радимил радостный
Радим заботиться мир
Радимир заботиться, мир
Радислав заботиться, слава
Радомир заботиться, мир
Радосвет свет радости
Ратибор защищать
Ратислав прославленный в бою
Ратимир защитник мира
Ратмир защищать мир
Родислав родить, слава
Родомир несущий мир
Ростислав расти, слава
Светислав свет, слава
Световид свет, светлый
Светозар озаренный светом
Светолик свет, светлый, лик, лицо
Светополк (Святополк) возглавляющий войско
Светогор (Святогор) победитель
Светослав (Святослав)
Светомир несущий мир
Святогор святой, гора, высота
Святополк святой, священный, войско, поход, битва
Святослав святой, слава
Станислав устанавливающий, слава
Станимир стремящийся к миру
Судислав справедливый
Популярные статьи  Икона благовещения молитва
Таислав скромный
Твердислав утверждать, слава
Творимир творить, создавать мир
Тихомир скромный
Хотомир желающий мира
Хранимир хранящий мир
Хранислав хранящий славу
Честимир чевствующий мир
Яромир стремящийся к миру
Ярослав яркая слава
Ярополк яростный воин

Збручский идол: история одной мистификации

О развитой системе религиозных представлений, культа, храмового жречества у славян есть только поздние и локальные свидетельства. Они относятся к поморским славянам, у которых в XI-XII вв. была развитая языческая государственность, павшая под германской экспансией. У славян на острове Руяна (Рюген) в храме Аркона стоял украшенный золотом и серебром четырёхликий идол бога Святовита, которому, если верить немецким хронистам, в жертву приносились христианские пленники (немцы). Но вправе ли мы переносить это сравнительно позднее явление на Русь IX-X вв.?

В 1848 году в пограничной между Российской и Австрийской империями реке Збруч на Западной Украине был найден каменный идол. Его лики тоже ориентированы на четыре стороны. Изображения расположены в три яруса. Это, по мнению большинства исследователей, символизирует три мира: небесный, земной и подземный.

Без достаточных доказательств, по одному лишь факту находки, идол объявлен древним славянским и в таком качестве обычно описывается в литературе. Есть много возражений против этой традиционной трактовки. Ничего, что указывало бы на конкретную этническую принадлежность скульптуры, в Збручском идоле нет. Между тем, деление на три мира было очень хорошо развито в германской и в тюркской мифологии. Что касается славянской мифологии, то у нас слишком мало данных на этот счёт.

Самое же главное, что у Збручского идола нет никаких аналогов. Если языческая религия на Руси была как-то связана с регулярным сооружением и почитанием каменных кумиров, то таких находок, подобно скифским и тюркским «каменным бабам», должно быть немало. Но Збручский идол уникален. Невольно закрадывается сомнение, не подделка ли это? И такая версия есть. Рядом с местом находки в то время находилась усадьба известного польского романтика, любителя славянских древностей Тимона Заборовского.

Можно вспомнить в этой связи, что чешский славист Павел Шафарик в своих изданных незадолго до того «Славянских древностях» приводит в качестве славянских культовых фигурок немало выявленных позднее подделок. Короче, нет доказательств, что Збручский идол – славянский культовый объект и относится к давнему времени.

Крещение Руси. Политическое значение

Знаковым религиозным и политическим событием стало принятие христианства. Двоеверие возникло в результате наложения идей православия на языческие традиции. Это явление достаточно просто понять, ведь принятие веры – это сложный процесс, для осуществления которого должны были пройти столетия. Отказаться от славянских воззрений люди не могли, ведь это была многовековая культура.

Обратимся к личности человека, который инициировал обряд крещения. Князь Владимир был далеко не склонным к святости человеком. Известно, что он убил своего родного брата Ярополка, публично изнасиловал взятую в плен княжну, а также принял обряд приношения в жертву людей.

В связи с этим небезосновательно полагать, что принятие христианства было необходимым политическим шагом, который позволил Владимиру укрепить статус князя и сделать торговые отношения с Византией более продуктивными.

Откуда произошли руны славян

Славянское руническое письмо – руница – происходит, как считает исследователь В.А.Чудинов, ещё со времён нижнего палеолита. Под руницей понимают все виды древнего рунического алфавита: бояновы руны, велесицу, каруну, вендские руны и т. д.

Именитые исследователи древнейших алфавитов считают, что славянские руны появились благодаря влиянию греков, по другой версии арийская азбука появилась после смешения северно-этрусского письма и огамического алфавита.

Среди доказательств существования славянского рунического письма Славяно-Арийские Веды, Велесова Книга и керамические фрагменты, содержащие надписи, которые практически не поддаются дешифровке. Последние нашлись во время археологических раскопок и относятся к Черняховской культуре.

Официальная наука отказывается признавать существование официальное существование славянской руницы. Малое количество фрагментов с надписями, невозможность расшифровать знаки, различия между символами, найденными на разных территориях – вот несколько причин, по которым рунический алфавит остаётся на полулегальном положении среди остальных письменностей.

Характерные черты

Выделяют (хоть) немного базовых характеристик язычества, как системы мировоззрения, а именно:

  • наши внуки одухотворяли силы природы, поклоняясь им;
  • чтили память своих пращуров;
  • верили в потусторонние силы, которые имеют луг в жизни человека и непосредственно влияют на него;
  • были убеждены в книга, что с помощью магии, воздействия определённых видов энергии можно обменивать свою жизнь в нужном направлении;
  • исцеляли болезни с помощью молитв и методов натуральной медицины.

При этом самыми достоверными считают называемые «современными» (относимые к 19 и 20 векам) свидетельства языческих обрядов языкового, этнографического и фольклорного характера.

Волшебный мир магии и эзотерики али ГЛАВНЫЕ ЗАКОНЫ ВСЕЛЕННОЙ

Каждый человек хочет прикоснуться к чему-в таком случае особенному и ранее неизведанному, открыть для себя новые границы понимания, сойтись с чем-то сверхъестественным и малознакомым. Потому, каждый кто находится в поисках высоких духовных практик, кто именно желает заглянуть «за занавес», со временем все же получает ответы. Обращаясь к глубинам мироздания, нелишне сказать о том, что во все времена шла речь о волшебниках, чародеях и целителях, мистических явлениях, необъяснимых событиях и о многом другом, точно находится за гранью понимания. Со временем люди сумели сковать все свои практики и интересы к загадкам Вселенной через путь самопознания

И теперь это называется одним словом — эзотерика.
Однако, стоит сразу преобразить внимание на то, что магия и эзотерика — это две кардинальные противоположности. Вопреки на то, что они напрямую работают со сверхъестественными вещами, эзотерика исповедует чистые практики, у которых пропал отрицательных последствий

Популярные статьи  Психология цветов: значение и влияние на характер и психику человека

Магия, в свою очередь, подразумевает работу с заклинаниями, использованием реквизитов и обращением к Силам Света разве Силам Тьмы. Эзотерика предпочитает этого не касаться, она проповедует запрос к энергетическим потокам, которые способны преобразить жизнь каждого, кто научится к ним «подсоединяться». Итак, для того чтобы понять жизненную необходимость эзотерики, усвоить ее законы и научиться владеть ею в совершенстве, следует более по нитке познакомиться с ней и понять, как она работает.

Денежная струя также не заставит себя долго ждать, если регулярно снабжать свой разум правильными мыслями. Так, стоит взять одну изо купюр в своем кошельке, разместить ее перед собой, положить возьми нее ладонь, закрыть глаза и представить себе, как эта опущение притягивает к себе другие средства, как она словно магнит, влечет к себя деньги, как кошелек становится все толще и толще, как барыш приходит с различных сторон… Таким образом, визуализируя картину своего успешного финансового будущего дозволяется быть на 100% уверенным в том, что оно обязательно наступит, и достаточно именно таким, каким родилось в воображении.

Язычество древних славян

Слово «язычество» происходит от слова «язык», которое раньше означало «народ». Язычество — это народные верования и может трактоваться как сборник древних мифов.

Боги славян — малосимпатичные и мстительные персонажи. Фрагменты индоевропейских религий объединились в поклонение по большей части злым славянским богам. Общие для всех славянских племен боги — Перун и Мать-Сыра земля. Перун — грозный громовержец, повелевающий стихией. Мать-Сыря земля, скорее, положительный образ кормилицы и защитницы людей.

У восточных и западных славян пантеоны богов были различными. Во многом это связано с особенностями погодных условий на территории и тем, что именно люди делали. Так Стрибог — бог ветра состоял в пантеоне князя Владимира. Там же была и Мокошь — покровительница ткачества. Существовал бог-кузнец Сварог.

Некоторые божества относились к календарным датам — Масленица, Купала считались скорее «народными любимцами» и были мифическими игровыми персонажами.

Западные славяне верили в Чернобога, который приносил неудачу и насылал напасти, в Святовита — бога войны и Живу — женское божество, охраняющее определенные территории.

Кроме этого существовало огромное количество духов, домовых, лесных обитателей и других мифических существ:

  • Русалка
  • Упырь
  • Волколак
  • Кикимора
  • Водяной
  • Леший
  • Баба-яга

Многих из них мы знаем в качестве сказочных персонажей.

Крещение Руси

Наряду с официальной версией о принятии Русью христианства при князе Владимире есть сведения современных немецких источников и Новгородских летописей 16-17 веков о том, что христианином был его старший брат Ярополк, княживший в Киеве в 972-980 гг. Отдельные русские церковные термины имеют явное западное происхождение (сама «церковь», «поп»). Первая церковь в Киеве получала десятину от государственных доходов – это тоже западный обычай. Русские не знали греческого обычая отделять в храме женскую половину.

При этом совершенно не выяснено содержание русского язычества до принятия христианства. При отдельных упоминаниях в источниках про идолы и капища, нет ни одного достоверного археологического свидетельства развитых языческих культов у восточных славян. Не считать же таковыми поздние орнаменты на наличниках и скатертях! Неясно, верили ли славяне на самом деле в тех языческих богов, про которых упоминают летописи и церковные поучения против идолов. В отношении знаменитого каменного Збручского идола, найденного в середине 19 века, высказываются обоснованные мнения, что он был половецким или вовсе фальсификацией.

Таким образом, буквально все страницы легендированной истории Руси Изначальной вызывают сомнения с позиций их соответствия друг другу и здравому смыслу. А реальные факты, смутно упоминаемые в источниках, оставляют возможности для их широчайшей трактовки, уходящей в область фантазий.

О язычестве

Теперь поговорим об этом термине. До Крещения Руси язычество было тем, что заменяло религию древним славянам. После принятия христианства этот термин стали все чаше использовать в целях обозначения нехристианской, «чужой» (иностранной, еретической) деятельности. Слово «язычник» стало считаться ругательством.

По замечанию Ю. Лотмана, язычество (древнерусскую культуру), тем не менее, нельзя считать чем-то неразвитым в сравнении с христианской религией, так как оно также удовлетворяло потребности верить, а на последних стадиях своего существования существенно приблизилось к монотеизму.

Понятие язычества

Сам термин «язычество» является не совсем точным, так как включает в себя несколько понятий. Сегодня язычество понимается не столько как религия, сколько как совокупность религиозных и культурных убеждений, а веру в нескольких богов обозначают как «тотемизм», «политеизм» или «этническая религия».

Язычество древних славян — это термин, который используют для обозначения комплекса религиозных и культурных воззрений на жизнь древних славянских племен до того, как они приняли христианство и перешли в новую веру. Существует мнение, что сам термин в отношении древней религиозной и обрядовой культуры славян произошел не от понятия политеизма (множества божеств), а от того, что древние племена, хоть и жили разрозненно, имели в основе один язык. Так, Нестор-летописец в своих записях говорит об этих племенах как о язычниках, то есть имеющих один язык, общие корни. Позднее этот термин постепенно стали относить к славянским религиозным воззрениям и употреблять для обозначения религии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: